Подарочное

Nov 20, 2012 20:55

Я давеча писал про империю Цин, эпоху, казалось бы, с нами совсем никак не связанную, ан нет, ещё как связанную, как выясняется.

Если взглянуть в статью «Тыва» в педевики, то можно подумать, что история этого края начинается в 1914-м году. Это не так, разумеется, история Тувы намного древней, хотя и не настолько, как её пытаются представить тувинские националисты. При желании никто не запретит любому народу вести свою родословную непосредственно от обезьян (или от Адама, что, в принципе, то же самое), но конструктивного в такой истории будет немного. Более-менее определённо о появлении тувинцев, как самостоятельной национальности, можно говорить начиная с гибели Джунгарского ханства в результате третьей ойратско-маньчжурской войны (1755-1759). В ходе войны ойраты (западно-монгольские племена, наследники империи Чингисхана), составляющие основу Джунгарского ханства, были практически уничтожены. Территория ханства оказалась под властью династии Цин. Но земли, освобождённые от ойратов, не были пусты. На них обитали другие народы, с которыми маньчжуры обошлись мягче, чем с ойратами. Среди этих народов была и та часть кочевых племён, говорящих на саянских диалектах из восточно-тюркской группы языков, которая кочевала в лесистых и гористых верховьях Енисея. Вот эти племена, попавшие в Китай, и, тем самым, отделённые от остальной части саяноговорящей популяции, стали впоследствии тувинцами.

Изоляция, начавшаяся ещё при ойратах и усилившаяся при маньчжурах, могла иметь разные последствия; либо тюрки будут ассимилированы своими соседями монголами, либо эмигрируют, либо просто потихонечку закончатся, но случилось иначе. Несмотря на сильное монгольское влияние, тувинцы сохранили своеобразие и из случайного собрания разрозненных племён стали вполне самостоятельным народом. Произошёл этот «этногенез» очень быстро, за один-два века, от силы. Своеобразие природы тувинского края, наверное, сыграло здесь свою роль, но причины, в данном случае, не важны. Важно, что ещё до конца существования империи Цин тувинцы уже чувствовали свою уникальность среди окрестных народов.

По мере одряхления империи Цин и накопления у неё проблем, в национальных провинциях зреет сепаратизм, дугане и ханьцы (собственно китайцы) поднимают восстания. Тувинцы, в виду своей ничтожной силы, об открытой борьбе за независимость даже не мечтают, но проводят политику малой нации в той мере, в какой вообще можно говорить о политике у полудиких пастухов. Политика же малой нации проста: сталкивать лбами соседние большие нации. Тут нет никакого масонского заговора или тайной мудрости, откуда они у крошечного и безграмотного народа? Такую линию поведения диктуют внешние обстоятельства, судьба.

Ослабленная опиумными войнами и восстаниями, маньчжурская верхушка в 1860-м году заключает серию международных договоров, которые обычно называются «Пекинским договором», хотя договоров этих, на самом деле, было три, один из них - с Российской империей, а два других - с Францией и Англией. Кстати, когда у нас рассказывают об опиумных войнах, то Россия, как правило, не упоминается вовсе. Чисто формально это верно, поскольку боевых действий Россия с Китаем не вела, но по существу она являлась «стороной бенефициарием» в этой войне, грозя Китаю открытием третьего фронта. И, по моему мнению, она за это большой молодец. Так и надо воевать, без единого выстрела. По договору Россия получала в единоличное владение Уссурийский край. Обычно у нас говорят, что Приамурье вошло в состав России в соответствии с Айгунским и Тяньцзиньским договорами, но Уссурийский край по ним находился в совместном владении с Цин, а полностью российским стал только по Пекинскому договору, заключённому из-за поражения Китая во второй опиумной войне. И не надо этого стесняться, я считаю. Со времён стояния на реке Угре, это лучшая война в российской истории.

Но где та Уссури, и где Тува? Касательно Тувы же, Пекинский договор был важен тем, что давал России права беспрепятственной торговли на территории Китая. С этого момента (1860 г.) начинается активное проникновение русского влияния на верховья Енисея. И всё благодаря антинациональной политике династии Цин, развязавшей заведомо проигрышные войны ради сохранения своей власти в наглухо заколоченной стране. Но окна всё равно были прорублены, не мытьём, так катаньем, чем и воспользовались тувинцы. Ради ослабления маньчжурского влияния они пошли на контакты с русскими купцами и даже переселенцами, продавая последним собственные земли. Обычно в патриотической литературе такие «нерасчётливые» действия жителей маленькой, но дружественной республики трактуются как наивность чистых детей природы перед лицом наступающего капитала. Будто тувинцы были первый раз замужем после столетия пребывания в империи Цин, не говоря уже о прошлых замужествах.

Целью аборигенов, начавших торговлю с русскими, было вытеснение китайско-маньчжурского присутствия за счёт конфликта с третьей стороной, но произошла небольшая ошибка. Центральное имперское правительство этот отдалённый край уже мало интересовал, китайцы (ханьцы) предпочитали заниматься торговлей, а русские поселенцы сельским хозяйством. В результате, никакого конфликта между северными и южными пришельцами не случилось. Более того, они стали сотрудничать, заставив тувинцев слегка подвинуться. Это был эпик фейл, как теперь говорят. Кроме того, вполне определённая угроза местной культуре исходила и от РПЦ, с неодобрением взирающей на дикие нравы тувинцев. В XIX веке у церкви ещё не было силёнок навести порядок, но, как говорится, их надо убивать, пока они маленькие.

Так, что со времени подписания Пекинского договора прошла пара десятков лет, диспозиция была понята, и тут понеслось. Как стыдливо пишет педевикия: «Поощряемая царскими властями политика создания переселенческогo фонда путем вытеснения тувинцев с их земель вызвала впоследствии острые противоречия между переселенцами и местным населением, отвечавшим на случаи обезземеливания их русскими властями массовой потравой хлебов и сенокосов переселенцев, кражами и yгoнами скота. Попытки властей разобраться в причинах этих явлений и положить им конец ещё более разжигали вражду, так как при рассмотрении жалоб допускалось явное завышение в оценке потерь от потравы и угона и столь же крупные обсчеты при взыскании стоимости причиненного ущерба в пользу пострадавших».

Здесь следует отметить, что обезземеливание аборигенов осуществлялось на территории площадью 170000 кв. км. Учитывая, что равнина занимает только 20% Тувы, то при населении менее 100000 человек даже этого не мало, а если ещё учесть, что доля русских лишь к ХХ веку достигла 20%, то приходится и вовсе удивляться, с чего это вдруг происходило обезземеливание кочевников земледельцами. Не иначе как из вредности и желания подраться на территории другого государства с аборигенным населением, многократно превышающим по численности переселенцев.

Ситуация вышла из под контроля после бесславной русско-японской войны. Тогда Россия сдавала позиции на Дальнем Востоке, и лидеры тувинцев почуяли что пора, но и тут камлания их подвели. Попытка геноцида была предотвращена казачьими подразделениями, прибывшими на подмогу с российской территории. Вскоре (1911 г.) случилось Уханьское восстание, и уже на будущий год приёмный сын вождя недавних антирусских выступлений отправляет челобитную Николаю II с просьбой принять Туву под российскую державу. Русское правительство колеблется, не зная, чем закончится революция в Китае. Но к 1914 году династия Цин низложена, Монголия получила автономию и Тува автоматически становится частью Российской империи. В крае закладывается первый и последний до настоящего момента город Белоцарск, ныне Кызыл. Как тут не вспомнить: «…генерал Черняев взял Ташкент. Никто не знает, почему и зачем».

По завершении гражданской войны, в Туве была организована Советская власть (1921). Что делать с этой молодой Советской республикой в Москве не знали. И без неё дел было невпроворот. Советские войска застряли в соседней Монголии. Вряд ли бы они и туда полезли бы, кабы не барон Унгерн. Проблема заключалась ещё и в том, что юридически Тува (как и Монголия, кстати) продолжала оставаться территорией Китая. Война с Китаем РСФСР не была нужна, поэтому ни Монголия, ни даже Тува в её состав не вошли.

В тридцатых годах организаторы Тувинской Народной Республики, как и положено, были ликвидированы (за то, что создали проблемы). 25 июня 1941 года ТНР объявила войну Германии. 14 октября 1944 года, когда СССР уже не боялся ничего, ТНР была принята в состав РСФСР на правах автономной области. Народ её к тому времени, как и в XIX веке, находился на уровне родоплеменных отношений номадов. Это бы ещё было ничего, но народ оказался немаленьким (под сто тысяч тувинцев), но рассеянный по большой территории. Кроме того, самые воспитательные годы прошли за пределами СССР, местная же дрессировка коснулась крайне немногочисленной тувинской «элиты». Тува стала большой чёрной дырой СССР.

Туву пытались заселять русскими, и даже преуспели в этом, к 60-м годам уменьшив долю тувинцев почти до 50%. Но это не помогло, русские там не приживались, зато тувинцы, благодаря минимальным медицинским услугам сразу пошли в прирост. К настоящему времени доля тувинцев в населении Тувы превзошла оную в 1918-м году.

К моменту прекращения существования СССР, Тува прожила в более-менее цивилизованной стране всего 47 лет. За это время ничего путного в человеческом плане в ней вырасти не смогло, за исключением разве что детей от смешанных браков (не намёк). Постсоветское бытиё вновь вернуло шаманизм и кочевой образ жизни. Вместе с госдолгом СССР, РФ получила и его чёрную дыру. В 1991-м году Тува объявила о суверенитете, но избавиться от неё не удалось. За прошедшие сто лет «с Россией вместе», местное население сообразило, что можно формально находиться в государстве, а по существу жить как хочется. Если ты нацмен, разумеется. На реабилитацию отцов тувинской независимости ушло чуть ли не двадцать лет, настолько непопулярна эта идея у нынешних тувинцев.

Вот такие последствия Цинского правления сидят у нас в Кремле.

Межпланетное, Человеки, Краеведение

Previous post Next post
Up