The Man Who Fell To Earth

Sep 22, 2008 15:11


Человек, который упал.

Томас Джером Ньютон не подвержен ни старости, ни болезням, он обладает сверх-знаниями, огромным состоянием и внешностью молодого Дэвида Боуи, но ничто на Земле не радует его, а все мысли уносятся в космос, где на далёкой планете медленно умирают без воды его жена и дети. Вода - это жизнь, а доставить её с Земли на родину - смысл его жизни. Вопросы остаются: хочет ли он спасти только свою семью или там есть целый народ (которого мы не видим), и не грозит ли нам это колонизацией, и как далеко могут простираться его планы? Однако, всё это Николас Роуг оставляет за кадром. В этой истории его интересует совсем другое. Это самый необычный фильм об инопланетянине, и он не об инопланетянине вовсе.
В силу своего тонкого ума, хрупкой красоты и драматичной загадочности (а надо сказать, что Боуи здесь сказочно прекрасен), Томас легко вызывает сопереживание и любовь, но сам на эти чувства не способен. Он пришелец не столько по происхождению, сколько по сути, по призванию. Он холоден, отстранён, а сосредоточен только на своей цели, которая до конца ясна только ему одному, а все окружающие (что бы им ни казалось) - лишь средство для её достижения. Он практически с нуля строит космический корабль по неземным технологиям.



Удивительно, как этот субтильный и во многом беспомощный персонаж на пути к этому способен свернуть горы - он полон энергии и решимости. Мы понимаем, что иначе и быть не может, ведь на карту поставлена жизнь его близких - что вроде бы придаёт всему смысл. Однако, их страдания для нас остаются как бы за гранью реальности, они существуют только в его мыслях (в фантазии?), а главное - то, что происходит здесь и сейчас - а здесь жизнь, целиком превращённая в достижение фантастической цели, рушится вместе с ней.


                            

Любовная история - одна из центральных в сюжете: развиваясь, отношения неуклонно движутся к печальному финалу, постепеная их деградация и разлад, нарастающая отстранённость и взаимное непонимание переданы с настоящим реализмом. Находясь с земной женщиной, Ньютон мечтает и тоскует о другой, недостижимой, оставленной им на далёкой планете небесной жене, отчего эти реальные отношения изначально обречены. Интересно, что их обеих играет одна и та же актриса.
Напрашивается ещё и аналогия с религией: Ньютон предстаёт неким мессией, посланным человечеству, чтобы, возможно, вывести людей на новый этап развития, но те его предали и "сбросили на землю".
Когда все его планы срываются в последний момент, крушение настолько велико и необратимо, что подняться он больше не сможет. У него больше не будет ни другой цели в жизни, ни жизни как таковой. Он потерял всё, и в первую очередь - самого себя. Тема морального разложения подчёкнута алкоголизмом. Он так и остался пришельцем - чужим и одиноким среди людей, и, по сути, безучастным ко всему. И так целую вечность - ведь Томас не стареет. Очевидно, сотни, а может и тысячи лет его спутником будет только воспоминание и сожаление о несбывшемся. Упасть на Землю и никогда не подняться - это абсолютная трагедия.

благодарю Alex за несколько мыслей для этого текста :)



кинорецензии, bowie - 1976, david bowie, bowie - films, искусство кино

Previous post Next post
Up