ПИКНИК У ВИСЯЧЕЙ СКАЛЫ /
PICNIC AT HANGING ROCK, 1975
Австралиец Питер Уир (хорошо известный по фильмам "Общество мёртвых поэтов", "Шоу Трумана", "Хозяин морей: на краю земли"), ещё в далёком 75-м, будучи молодым многообещающим режиссёром снял свой безусловный (многие считают, что основной) шедевр - "Пикник у Висячей скалы".
События происходят в Австралии, 1900-й год, День Святого Валентина, элитная школа для девушек - сосредоточие обманчивой идиллии викторианской эпохи. Кажется, что время здесь остановилось, но на самом деле этот с виду прекрасный безмятежный мир доживает последние часы.
Впрочем, мы быстро понимаем, что у этой идиллии есть и обратная сторона - внешние приличия и традиции здесь ценятся выше, чем свобода и самореализация личности, а подчёркнутая романтичность и возвышенность девушек соседствует с приземлённостью, лицемерием и меркантильностью владелицы школы.
Итак, ученицы, в сопровождении старших, отправляются на пикник в лес у подножия местной достопримечательности - Висячей скалы. Они рады хоть ненадолго вырваться из рамок строгих школьных приличий, и несколько девушек, восхищённые красотой природы вокруг (а показана она с редким мастерством) уходят на прогулку к скале. Тем временем, мы начинаем чувствовать пока необъяснимую опасность и тревогу, вскоре ощущение приобретает мистический оттенок и не отпускает до конца фильма, но достигается это только набором точных режиссёрских приёмов - ничего явно сверхъестественного на наших глазах не происходит.
Вернулась с прогулки лишь одна, она убежала оттуда в безотчётном ужасе, пока три её подруги навсегда скрылись в развилке скал, словно повинуясь невидимой силе. За ними, спустя некоторое время (и по столь же необъяснимой причине) последовала и одна из учительниц.
Что произошло? Этого никогда не узнают, ни герои фильма, ни зрители. Хотя все мысли и тех и других с этого момента будут устремлены только ТУДА, где исчезли участницы пикника. Человеческий разум часто оказывается не в силах признать и смириться с иррациональным, с хаосом, с проблемой не имеющей никакого решения, он будет искать любую зацепку, любую возможность, чтобы найти логичный ответ. Но любое логическое объяснение будет больше говорить о человеке его нашедшем, чем о реальности, потому что в реальности объяснения просто нет. На скале режиссёр показал нечто столь размытое и, в то же время, столь насыщенное символами и аллюзиями, что это будет казаться нам тем, что подскажет НАШ личный опыт и фантазия. Хотя, (псевдо-)мистический элемент, надо думать, является здесь не более чем художественным приёмом.
Но то, что режиссёр демонстрирует со всей тщательностью и во всех подробностях - скорее из разряда социальной психологии, нежели мистики. Это то, как гнетущая атмосфера тяжёлой, загадочной, а оттого ещё более страшной потери, влияет на людей. В ситуации необъяснимой опасности, когда для разумного анализа не хватает фактов, нарастает агрессия, отчуждение, отчаяние, меняются поведение и взаимоотношения. Кто-то проявляет свои худшие черты, но кто-то, наоборот, - лучшие, и персонажи по-настоящему раскрываются после трагического случая. Хотя, не персонажи в отдельности, а именно общая атмосфера занимает режиссёра больше всего. Никакими словами не передать особый тихий и неспешный, почти гипнотический ритм "Пикника" (где мягкая лиричность повествования прекрасно сочетается с напряжённой трагической динамикой событий), а также завораживающую, но неброскую изысканность эстетики. Визуальный, как и звуковой ряд, вообще выше всяких похвал. Надо отметить, что и эмоции, как правило, выражаются тоже неброско, на полутонах, о чём-то мы можем, опять-таки только догадываться.
Неумолимо рушится прежний мир из-за одной непостижимой случайности. При наличии нескольких женских образов, главной героиней всё-таки можно считать владелицу школы миссис Эпплярд, эта школа, которой она посвятила всю жизнь, разорилась - рушится миниатюрная копия викторианской Европы, её драма - в бессилии не только что-либо изменить, но даже понять причины происходящего. Пришло время, и это просто случилось. Так происходит смена эпох.
Вот лишь некоторые соображения, которые возникают после просмотра этого многослойного и многогранного фильма, где столько вопросов без ответов. Велик простор для фантазии.
Прекрасно сравнение Миранды с Венерой Боттичелли...
Или эти утёсы, так похожие на гигантские окаменевшие лица...
Ещё здесь можно заметить "двуполость" ланшафтов: есть горные объекты как фаллической, так и вагинальной формы. А героини, как мы знаем, девственницы, и события начинаются в День влюблённых... (Кстати, несмотря на утверждение, что история произошла на самом деле, это не так)
В общем, почти каждый найдёт в этом фильме что-то своё.
Интервью режиссёра 76-го года по поводу выхода "Пикника у Висячей скалы", из которого я частично исходила при написании этой рецензии -
http://www.peterweircave.com/articles/articleg.html (на английском)
Режиссёр Питер Уир о том, что загадка его фильма не имеет решения: "Меня волнует только то, сможет ли аудитория принять такую возмутительную идею. Лично я нахожу это самым восхитительным аспектом этого фильма. Меня финалы всегда разочаровывали, и я считал их совершенно неестественными. Ведь на экране воссоздаёшь жизнь, а в жизни нет финалов. Она всегда движется вперёд, и всегда появляется что-то необъяснимое".
P.S. Дорогие френды, это моя первая собственная кинорецензия, поэтому от души призываю вас критиковать меня :)
"Пикник у Висячей скалы" - просмотр фильма целиком онлайн на www.intv.ru 9,5 минут удалённых сцен "Пикника" на YouTube