The Byronic Man (part 2)

Jan 30, 2008 20:32


THE  BYRONIC  MAN    
The Face  |  October 1984  
Charles  Shaar  Murray
перевод:   holloweenjack   &   night_spell
( part  2 )

Гороскоп Дэвида Боуи, Daily Mirror  17 августа, 1984.     КОЗЕРОГ (21 декабря - 19 января):  Отличный период для тех из вас, кто находится в огнях рампы.  
Звезды благоприятствуют путешествиям.  
А также свадьбам и крестинам. Прислушайтесь к доброму совету.

Восемь дней спустя компания собралась вновь в The Wag Club на Wardour Street, месте, выбранном после того, как Shepperton (место, где работали The Who, и дом величайшего из ныне здравствующих британских романистов) был отклонён. Бывший the Whisky A Go Go, ныне the Wag украшен африканскими фресками, табуретками продолговатой формы и кабинками, задрапированными выцветшим синим плюшем. За сценой - большое обзорное окно, закрытое розовыми и голубыми просвечивающими рейками и открывающее большой панорамный вид на Gerrard Street, лондонский Чайна-таун.
Рельсы для камеры проложены вокруг сцены, и ударная установка стоит на месте. Цель сегодняшней съёмки - записать простое непринуждённое исполнение "Blue Jean" в виде клипа для MTV - знаменитых покровителей и защитников чёрной музыки в Америке.
Они пригласили Боуи принять участие в церемонии награждения  [прим. перев. - напомню, это была первая в истории церемония MTV Video Music Awards 1984-го года], но, поскольку приезд в Нью-Йорк прямо сейчас неосуществим и даже нежелателен, он посылает видео-признание в любви, которое представит его в Radio City Music Hall. Все заинтересованные лица уверены, что этот клип (гораздо более традиционный номер, чем язвительная пьеска, снятая на прошлой неделе) вещь исключительно одноразового применения, несмотря на тот факт, что оно гораздо более подходит для заурядного теле-поп-шоу.

Темпл, как всегда погружённый в себя, одет в мятую белую рубашку, чёрные кожаные штаны и мокасины. «Боуи становится всё лучше и лучше как актёр, - говорит он. - А еще этот парень очень чётко представляет, чего он хочет. На самом деле, это просто удивительно. Я бы как-нибудь хотел сделать с ним полнометражный фильм. Кстати, я никогда ещё не видел, чтобы съёмочная группа была настолько увлечена артистом. Это невероятно, что в музыкальной сфере есть кто-то, кто понимает кино так, как Боуи, ведь кино и музыка не всегда пересекаются. Энергия разная, из-за многих часов, что ты вынужден проводить в ожидании [съёмки]»
«А ещё он очень внимателен к проблемам, которые могут возникнуть у съёмочной группы с освещением, или из-за многочасовой работы. Он очень заботлив, это… необычно. Когда я был моложе, Боуи значил для меня очень много, и он продолжает меняться, двигаясь в интересных направлениях, куда другие не заходят. Я думаю, он немного переборщил с этим в своё время, но он всегда брал идеи прямо с улицы и имел положение, при котором мог выпустить их в мир, раньше, может быть, тех, кто инспирировал эти идеи. Это очень, очень сложно - оставаться впереди в такой игре. Я думаю, в этом смысле он уникален, и я всегда уважал это».
Ровно в 1:30 Мерседес Боуи останавливается у the Wag. Он проскакивает сквозь толпу и направляется наверх: немедленно потребовалась абсолютная тишина, чтобы перезаписать один из диалогов съёмки предыдущей недели. Когда все заканчивается, статисты потихоньку отмирают и осторожно распределяются вокруг сцены. На сцену поднимают табурет, и Боуи появился рядом с ним в броском пиджаке с чёрно-белым узором из “Культурного шока”, сжимая акустическую гитару Ovation. Звукооператоры Темпла включили запись, и Боуи, по ходу песни, избавляется от гитары, пиджака и ботинок к середине дубля. Во второй раз он начинает номер, сидя на табурете («Я чувствую себя, как Сеговия», - улыбнулся он), прежде чем передать гитару девушке, сидящей на сцене, сбрасывает пиджак и пытается изобразить несколько элвисовских движений. В ансамбль также входит саксофонист, угрожающе взмахивающий одним из тех кремовых пластиковых саксофонов, на которых обычно играл Ornette Coleman, издаваемые им звуки решительно не попадают в мелодию, но он смотрится на своём месте, а сейчас это главное.


                
                


Уже третий дубль, Темпл, сжимающий банку лёгкого пива, молча и пристально смотрит в монитор, а Боуи, вставая, опрокидывает табурет - каждый раз он придумывает что-то новое. Под конец он, присев на корочки, зажимает коленями девушку (в матросской фуражке вроде той, что он сам надевал на туре 'Stage' в 1978-м) и раскачивает её в такт песне. Девушка совершенно потрясена.
Между дублями Боуи либо болтает со статистами и саксофонистом, либо сидит на табурете, бренча на Ovation, импровизируя мотивы фламенко, несколько модальных риффов и даже рассеянно наигрывает кусочек "Space Oddity". Туповатый статист подходит, рьяно объясняя, что это видео переснимается потому, что оригинальное было “слишком непристойно для BBC”. Мы заворожено слушаем его откровения.
«ОК, давайте сделаем это, ПОЖАЛУЙСТА», - кричит Темпл, и все начинают вновь. Боуи сбрасывает свой пиджак, изображая бой быков, и заканчивает песню в прекрасной позе Элвиса. Пока статисты ему аплодируют, он кланяется и аплодирует им. В пять минут пятого делается перерыв, чтобы по-другому положить рельсы для камеры. Боуи и Темпл устраивают совещание, чтобы решить, что сказать во вступительном слове к песне. Темпл предлагает: «Мои дорогие сограждане, мы только что объявили Америку вне закона». Боуи обещает, что поднимется наверх и сам напишет несколько строк.
Шоу MTV пройдёт в нью-йоркском Radio City Music Hall, у Боуи остались смешанные воспоминания об этом месте: там он играл свой первый большой концерт в Нью-Йорке в 1973-м, и под конец сета упал в обморок прямо на сцене. «Всё случилось из-за нервов, - вспоминает он. - Я был в полном ужасе. А ещё у меня был макияж, который сделал Pierre Laroche  (не Guy Laroche, а Pierre Laroche), он нанёс блёстки, он впервые использовал со мной блеск, и все это потекло мне в глаза. Так что шоу я провел почти что вслепую».


                 
                 


The Wag тоже вызывает в нём некоторые воспоминания, особенно, когда он обнаружил, что это прежний Whisky A Go Go. «Боже мой… да, я часто заходил сюда. Они тогда играли музыку по большей части в стиле Джеймса Брауна. Я много помню о тех временах… - он показывает в окно. - Квартира Пита Тауншенда была прямо вон там»
Рельсы уже уложены в прямую линию от сцены к бару. Кондиционирование пришлось отключить, поскольку от этого на осветительных приборах скапливался конденсат, и влажность опасно возросла. Наш приятель статист, тот самый, который в курсе всех закулисных дел, пошатываясь и восклицая «Вау!», направляется к Боуи и жмёт ему руку. Тот в свою очередь отвечает тёплым дружелюбием, смешанным с вежливым удивлением. Он спрашивает Боуи, всех ли статистов будет видно. Боуи заверяет его в этом, глядя в глаза, и замечает: «У него глаза Тауншенда!» Это не совсем верно. У нашего приятеля глаза может и воспалённые, но не голубые.
«У этого парня саксофон очень похож на тот, что был у меня, - вспоминает он. - Они назывались Grafton. Их делали в компании на Grafton Street. Больше они не делают саксофоны, - он строит гримасу. - Они делают бомбы». Он извиняется, поскольку ему надо идти сочинять вступительное слово.
Модный аксессуар сегодняшнего дня - экземпляр “Век Разума” Жан-Поля Сартра, обёрнутый в чёрную обложку.


              


К 5:10 он сочинил волшебные слова, и микрофон включён, чтобы он смог их произнести. «Добрый вечер! Это Дэвид Боуи и его группа “Чужие” [The Aliens] передают вам большой привет своим полуденным концертом из изысканного Сохо… и наш первый номер называется 'Blue Jean'».
Он пробует снова: «You weady to wock and woll?  Это Дэвид Боуи, его группа “Чужие” и несколько симпатичных людей, все еще держащихся на ногах после нашего полуденного концерта...»
К 5:25 у него получается идеально: «…и те немногие, кто к полудню еще держится на ногах. Это для всех наших друзей в Американской Империи, и мы хотим начать с одной из наших полуденных песен...»
Все получается отлично. «А сейчас мы бы хотели исполнить для вас, - говорит Боуи в ответ на выкрики с требованием продолжения, - финальный рефрен!» Даже наш красноглазый статист теперь танцует, и Боуи с Темплом решают наложить живой бэк-вокал и аплодисменты зрителей на существующий трек. Всё помещение охватывает потрясающая до глубины души эйфория.
"WOOOOOOHHHHHH," - поют все, - "THE WHOLE HUUUUUUMAN RACE!"
Я бы не пропустил это ни за что на свете.


«Мне было очень весело работать над этим с Джулиеном, - замечает Боуи два дня спустя. - Не могу дождаться, когда увижу это. Если получится так, как я думаю… нет ничего особенно революционного в смысле сюжета, это довольно легкомысленный, комедийный материал, очень доступный… и остроумный. Я надеюсь, главным образом, это послужит демистификации образа рок-зведы. Я изобразил очень аффектированный тип рок-звезды, такой двуполый персонаж, что забавно. Всегда хочется сделать что-нибудь в этом роде».
Так ты сжигаешь старые мосты.
«О, да! Ещё как! Если всё получится, как кино-материал, то это придаст мне большую смелость снять свое собственное кино, но мне требуется что-то вроде этого, чтобы перешагнуть трёхминутную границу и… добавить слова».
«Думаю, меня воспринимают, как существо довольно чванливое… но больше этого не будет! Не после того, как все увидят это!»
Они станут кричать верните зазнайку!
«Ну, мы узнаем, насколько неостроумным комиком они меня считают»

Версия "Blue Jean" для MTV VMA 1984

P.S.   Наверное, нет двух более непохожих видео к песням с одного и того же альбома, чем "Blue Jean" и "Loving The Alien".  Клип по мотивам сюрреалистических картин снял в соавторстве с Боуи знаменитый режиссёр концертных и студийных музыкальных видео Дэвид Маллет.

картины Джорджио де Кирико и кадры "Loving The Alien"


 
 
 

 
 

   

bowie - 1983-87, david bowie, bowie - films, bowie - press

Previous post Next post
Up