Vox Lux оказался очень интересным фильмом для меня, смотрела не отрываясь. И хотя его нельзя назвать шедевром, несомненно есть то, что так меня пленяет - авторская загадка, уникальная атмосфера и соответствующая ей художественность. Не смотря на то, что загадку автор в конце раскрывает прямолинейно и недвусмысленно, будто эксгибиционист, стягивающий штаны на глазах у почтенной публики, то есть кидая зрителю ключ прямо в лоб, все же остается небольшой простор для собственных открытий и это - самое интересное.
Отдельного упоминания заслуживает потрясающий актерский талант Натали Портман, сильной стороной которой определенно являются драматические роли травмированных мятущихся личностей. В Вокс Люкс она играет в полную силу, так лихо, что почти переигрывает, созданный ею образ получился практически карикатурным, на самой грани. Но именно это "почти" и делает ее игру завораживающей. Некоторые моменты я прям при первом просмотре отматывала назад и пересматривала.
Ну и, конечно, песни, которые, к слову сказать, написала Sia (являющаяся так же исполнительным продюсером, о чем сообщают титры в начале). Песни в этом фильме - главное, ведь это кино о поп-культуре. И они прекрасны. Именно их кажущаяся простота с набором попсовых рифм, при этом крепко врезающимися в мозг мелодиями, скрывает в себе ключ к главному в этом фильме.
Но давайте все же посмотрим о чем, помимо очевидного, можно подумать в фильме?
[Спойлеры]С самого начала режиссер начинает заигрывать со зрителем, рассказывая закадровым голосом о будущей поп-звезде Селесте и показывая на экране семейную запись поющей и танцующей девочки. Зритель доверчиво думает, что это и есть Селеста, но лишь позже понимает, что на экране была ее более талантливая старшая сестра, а Селеста появилась лишь в конце из-за спины Элеоноры.
Это намек на будущий конфликт между сестрами, который показался мне совершенно надуманным в середине фильма и раскрылся в новом свете в финале, когда оказалось, что Селеста заключила сделку с дьяволом в обмен на собственную жизнь. Дьявол "прошептал ей мелодии", но мелодии, как выяснилось ранее, написала ее сестра. И первую песню, которая ее прославила, написала тоже сестра: она наигрывала ее на синтезаторе в больнице. То есть Элли буквально оказалась дьявольским проводником для Селесты. В этом свете ненависть к сестре становится более понятной.
Я не поленилась и пересмотрела фильм еще раз. Слова прославившей девочку после теракта песни с начала показались мне просто бессмыслицей, но при повторном просмотре обрели совершенно другой, жуткий смысл, особенно если вспомнить, что песню она посвятила сестре:
[текст]Hey, turn the light on 'Cause I've got no one to show me the way Please, I will follow 'Cause you're my last hope, I'll do anything you say And I tried it my way Epic fails save me from myself So, bite my hands now Shut my mouth down I will listen, listen well
So teach me Show me all you've got And in your words, I will be wrapped up Speak to me You're my last hope And I will say nothing and listen to your love
And I'm so lucky to be with you Keeping me from my shadow I know I would have been torn to shreds By all the people in my head
Еще жутче становится от того, что продюсер попросил ее заменить I на We, т.е. вся "нация" попросила связать ей руки и пообещала listen well.
После этого не оставляет сомнений кому были посвящены и остальные песни Селесты. Например, после того как она потеряла невинность и обнаружила Элли в постели со своим продюсером, нам показывают вот эту:
В общем, весь фильм Небесная беседует с дьяволом, выполняя свою миссию, издевательски называя это "гласом света", и в итоге перевоплощаясь в эдакую попсовую Круэллу Де Виль. Собственно, весь фильм до последнего кадра ядовит, но прекрасен какой-то жуткой двусмысленной красотой. Песня Hologram весь следующий день крутилась в моей голове и я могу только восхититься прекрасной Sia, которая не просто написала попсовые песенки для киношки, а воистину зарядила их в AK-47. Любителям жанра настоятельно рекомендую.
Хотела тут же написать про The star is born, который посмотрела на следующий день и который на удивление имеет некоторые точки пересечения с Vox Lux, но, кажется, этого уже слишком много. В другой раз.