С подачи Е. Замятина вспомнила еще один литературный портрет Санкт-Петербургского РФО - общество "Философские вечера" в романе "Хождение по мукам".
Но если у Чулкова аллюзии на РФО едва различимы, смешаны в общем коктейле для передачи атмосферы, то Ал. Толстой придает описанию явно узнаваемые сатирически-фантастические черты.
Действие романа, по сути дела, начинается сценой открытого заседания общества зимой 1914, в переполненном зале "старого особняка на Фонтанке". Автор имеет в виду либо дом 83, где в зале Польского общества любителей изящных искусств (Польский клуб), действительно, иногда проходили заседания РФО, либо, судя по "узкому залу", зал Географического общества в здании Министерства на Чернышевой площади. Интересно, что Т., хоть и был одно время членом ПРФО, но зимой 14-го на заседаниях, кажется, не бывал, и передает здесь свои более ранние впечатления, примерно 1910-12 гг.
То, что в образе Алексея Алексеевича Бессонова, спорный граф пытался изобразить А.А. Блока, было известно чуть ли не с момента первой публикации романа, еще при жизни поэта. Конечно, современниками узнавались и другие участники этой сцены, но по известным обстоятельствам позднее о некоторых соответствиях лучше было не упоминать и не размышлять.
Например, о таком: "…небольшого роста человек с шишковатым стриженым черепом, с молодым скуластым и желтым лицом - Акундин. Появился он здесь недавно, успех, в особенности в задних рядах зрительного зала, бывал у него огромный, и когда спрашивали: откуда и кто такой? - знающие люди загадочно улыбались. Во всяком случае, фамилия его была не Акундин, приехал он из-за границы и выступал неспроста".
В попавшихся на глаза исследованиях встречается немало предположений по поводу загадочной фигуры Ивана Аввакумовича Акундина, кроме одной, по-моему, очевидной, что это Ульянов-Ленин собственной персоной.
Далее, кратко, собственные, ничем не подтвержденные, догадки о других участниках заседания:
В Сергее Сергеевиче Сапожкове узнаваемы черты В.И. Иванова (кстати, у Чулкова он - Сергей Савинов).
Председатель общества, профессор богословия Антоновский - это, конечно же, Антон Владимирович Карташев.
"Знаменитый писатель, Чернобылин, [который] ел рыбу с брусникой и поминутно оглядывался злыми пьяными глазами" - возможно, Мережковский.
Историк Вельяминов "красный и бородатый, в золотых очках и с пучками золотисто-седых волос вокруг большого черепа" (Венгеров), философ Борский (Аскольдов или Бердяев), лукавый писатель Сакунин (Чулков) и "полуседой человек с подчеркнуто растрепанными волосами - Чирва - критик" (Розанов).