(no subject)

Jun 09, 2014 00:43


Каган В.Е. » Пт июн 06, 2014 7:09 pm

ФИЛОСОФСТВОВАНИЕ ПСИХОТЕРАПЕВТА
http://www.ruspsy.net/phpBB3/viewtopic.php?f=545&t=1639
То, как ставится и решается вопрос об отношениях и соотношениях философии и психотерапии, зависит от состояния философии и психотерапии. Сегодня их диалог происходит не так, как происходил бы, например, в конце XIX в., когда врач Дэниэл Тьюк ввёл понятие психотерапии, и философия воспринимала человека прежде всего как Homo Moralis и Homo Economicus. Иная жизнь. Иная философия. Иная психотерапия. Иные отношения и соотношения, которые в самом общем виде можно охарактеризовать как глубокий взаимный интерес с возникновением на их стыках пограничных зон и областей...
...Важнейший принцип „искусства существования“ был сформулирован Эпиктетом: „Людей расстраивают не события, а то, как они их воспринимают“. Страсти, или болезненные эмоции возникают на почве ложных представлений, убеждений и ценностей человека, преломляющих жизненные обстоятельства таким образом, что они становятся поводом для страданий. Страсти - а стоики разработали одну из наиболее полных классификаций невротических эмоций - результат ошибок разума. А значит любой человек, скорректировавший своё мировоззрение с помощью размышления, занятий философией и других „практик себя“, способен достойно принимать как дары, так и удары судьбы»...

... речь идет о методологии, философских предпосылках практики, черпаются они в «большой философии» или создаются самими психологами. Последнее может быть проиллюстрировано ветвлением психоанализа и рождением отталкивающихся от него направлений.
Эта грань ярко выразилось в экзистенциальной терапии, обращающейся к различным экзистенциальным философиям и создающим на их основе разные методы: экзистенциальный анализ Л. Бинсвангера, дазайн-анализы М. Босса, А. Хольцхей-Кунц, логотерапия В. Франкла, экзистенциальный анализ Лэнгле, экзистенциальные терапия и консультирование Р. Мэя, Д.Бюдженталя, И. Ялома, экзистенциально-интегративная терапия К. Шнайдера и др.

Я отдаю себе отчёт в том, что много вошедших в терапию понятий связаны с экзистенциальной философией - как, например, тянутся нити от Dasein к терапевтическому присутствию, подлинности, аутентичности и т.д. Но вместе с тем не могу не отметить, что инкорпорация экзистенциальных философий в терапию неотделима от трудностей соотнесения философских - умозрительных, рамочных, расплывчатых - понятий с клинической практикой. Каковы основания отнести те или иные проявления клиента к подлинности или личностному росту, как должны выражать себя подлинность и личностный рост, чтобы я мог узнавать их в лицо? И трудности эти при восхождении от общего к частному больше, чем при восхождении от частного к общему...

пси, немоё

Previous post Next post
Up