Aug 25, 2007 09:27
Тигр и Евфрат
Долина двух рек, богатая земля со своим колоритным бытом все это о Месопотамии. На этой плодородной земле жили и поныне живут много народностей. В этой статье мы будем рассматривать религиозные течения в Месопотамии, шумеро-аккадского, ассирийского и вавилонского периода.
Религиозная жизнь была неотъемлемой частью быта. В древнем мире, человеку было свойственно отождествлять все, что ему непонятно или то чего он боялся с чем-то высшим - божественным. И поэтому древним религиям свойственен политеизм (многобожие), каждому явлению соответствовал бог или богиня. Наверное, вы так же зададитесь вопросом, почему мы рассматриваем сразу так много народностей. Делается это по причине схожести культур. Если вы будете более подробно рассматривать историю этого региона, то заметите что мифы, легенды и даже боги перекочевывали от одного народа к другому, подвергаясь незначительным изменениям. Притом иногда боги даже сохраняли свое положение в иерархии главенства. Жизнь и быт богов обычно ни чем не отличался от быта самих людей, то есть боги так же ели, пили, ругались, строили козни, заводили интриги и пр. Такое положение вещей свойственно всем древним религиям в той или иной степени. Это приближало людей к богам, им было легче их понять, а богам их. В те времена Боги были к людям ближе и понятнее. Разные слои населения почитали разных богов. Для Месопотамии более характерно так называемое «поклонение городов». Забегая немного вперед, приведу в пример Мардука. Вначале он был незначительным богом, но после того как Вавилон стал занимать все боле значительное положение в жизни страны, более почитаем, стал и сам Мардук. В последствии он стал верховным богом.
Теперь, когда мы кратко ознакомились со структурой древнего общества, давайте попытаемся представить миро - представление древней Месопотамии. Они представляли мир разделенным на три части надземную (небо), подземную (подземные воды, мировой океан) и непосредственно земную. Этим трем измерениям соответствовали боги создавшие мир. Их уважали и почитали, но популярности они не имели, так как были творцами и для людей ни чего не делали. Люди предпочитали честь богов, которые работают для них (эгоизм называется). И потому хоть верховные боги и стояли на вершине иерархии, но это было условно. В то время уже существовало разделение на богов стихийных и планетарных (когда будете читать список богов то обратите внимание на соответствующие им планеты). Такое разделение богов на стихийных и планетарных было вызвано ростом роли планет в жизни людей. В те времена начиналась астрология и гадание по звездам, чем обычно активно пользовались короли и властители тех времен. И естественно рейтинг у планетарных богов был выше, стихийных же богов относили к созидателям, и как было сказано ранее, их почитали, но не покланялись. Нужно отметить, что имена и функции (а иногда даже мать, отец, жена (муж) и количество детей) одного и того же бога могли различаться в зависимости от той местности, где ему поклонялись. Это происходило, потому что люди жили обособленными группами и правили имена богов и их функции под свой диалект и понимания. Так же такое смешение пантеонов происходило частенько, когда туда примешивались приглянувшиеся соседские боги. Имелась так же тенденция местного обожествления вещей, которые на остальной территории не имели такого важного значения. К примеру, в каком то далеком селении, где единственным источником влаги был местный оазис, местные покланялись божеству его источника и т.д.
Далее будут приведены имена и функции основных богов вавилоно-ассирийской и шумеро-аккадской эпохи.
Вершину вавилонского - ассирийского пантеона занимали Ану, Бел, Эа. Они были сутью, которая отражала все, что находится на небе, на земле и под нею.
Ану - бог неба
Бел - владыка земли и всех сил действующих на ней
Эа - бог воды и всех сил которые находятся в недрах океана
Действия Ану, Бел и Эа осуществляют через Сина, Самаса и Иштар.
Син - бог луны, главный, так как в древности новый день начинался с восхода луны. Он сопоставляется с Ану. Так же его отждествляю богом растительного царства
Самас - бог солнца, сын Сина. Так как Самас был богом солнца, он считался великим судьей богов небесного и земного мира.
Иштар - богиня любви, плодородия. Дочь Сина, сестра Самаса. Она отождествлялась с утренней и вечерней звездой. Вечерняя звезда символ ее как богини - матери, цветущего плодородия и страстной любви. Утренняя звезда - олицетворяет ее как богиню битв и как подательницу плодородия. Эта двойственность у Иштар из за отца и брата.
Таммуз - бог весеннего солнца и молодой растительности, всегда упоминается вместе с Самасом. С ним связана цикличность года. Считается что он рождается в молодом растении и умирает вместе с ним, а за тем разрывая узы смерти, возрождается вновь в молодом растении, этим круг замыкается. В связи с этим Таммуз так же считается богом подземного царства мертвых так как он заведует растениями. Таммуз так же считается возлюбленным юности Иштар.
Рамман - бог дождя и грозы и всех атмосферных явлений. Олицетворяется с Белом и несет его характеристики.
Мардук - почитался как бог утреннего солнца, который делает людям пищу и заставляет произрастать траву, он так же являлся богом мудрости, который выносит на свет тайны своего отца Эа. Он называется сыном Эа или первородным океана, так как утреннее солнце всегда поднимается из-за него. Светлый и премудрый бог, он проникает взором своим внутрь человека; он есть бог чистых заклинаний, благодетельный посредник, передающий тайны Эа, разрушитель злых чар, прогоняющий демонов исцеляющий болезни, "любящий воскресение мертвых" (как бог весны), сострадательный бог. Его положение очень сильно изменяется до тех пор пока он не становится главным богом. Его положение очень сильно изменяется до тех пор пока он не становится главным богом.
Нин-иб -солнечный воинственный бог. Упоминается как воин Бела. Он в родне с Мардуком и Таммузом. Он покровительствует земледелию и считается судьей человечества. Он называется властителем источников и морей, который открывает скрытые источники, освещает глубину океана и посылает лучезарный свет на ночное небо. Нин-иб как и его жена Гула считался оживителем мертвых.
Гула - богиня врачевательница. Ей покланялись как владычице над жизнью и смертью.
Гибиль - бог огня во всех его видах. Считается сыном Ану как огня с неба в виде молнии, первородным сыном Бела и творением Эа. Покровитель домашнего очага и защитник семьи.
Набу(Небо) - первоначально был богом вселенной. Он является главным посланником богов, а так же любимым сыном Мардука. В последствии он считался богом жрецов, это его звание позволило ему значительно подняться по лестнице иерархии.
Ассирийский пантеон ни чем не отличался от Вавилонского, за исключением того, что главным (национальным богом) стоящим превыше всех был бог Асур. В Ассирии все боги преобритали более воинственную окраску которая была свойственна и самим ассирийцам.
Асур - олицетворяет целостность и единство государства, он отец и покровитель ассирийской земли. Асур отец и повелитель всех богов, он является творцом самого себя.
В Ассирии особо почитались Римман и Иштар. Иштар в ассирийском понимании строгая воительница, богия охоты и решающая судьбы битв.
Шумеро-аккадских пантеон представляли:
Адад - в шумеро-аккадской мифологии бог грозы.
Энки (Аманки, Апсу, Абзу) - в вавилонской мифологии олицетворение мужского начала первобытного океана-хаоса. В шумеро-аккадской мифологии бог города Эреду, владыка пресных вод и подземного мирового океана Абзу, божество плодородия, мудрости, защитник людей.
Асаллухи - в шумерской мифологии сын Энки, бог-покровитель магических сил, магии; в вавилонской мифологии отождествлялся с Мардуком.
Ан - бог неба в шумерском пантеоне, один из трех верховных богов. В вавилонском пантеоне носил имя Ану. АН - отец Энлиля.
Нанна (Ангаль, Аншар, Ашимбабар) - в шумерской мифологии одно из имен бога
Ануннаки - в шумеро-аккадской мифологии божества-заступники людей, посредники их общения с богами, созданные богом Аном.
Ашур (Ассур) - бог войны, бог-воитель, главное божество древних ассирийцев, вошедшее затем в пантеон шумеро-аккадских богов.
Бау (Баба) - в шумерской мифологии богиня, супруга Нингирсу, дочь бога Ана, покровительница медицины.
Гатумдуг - богиня-мать шумерского города Лагаша, дочь Ана.
Гештинана - в шумерской мифологии богиня-писец страны Кур, дочь бога Энки и Эреду (Сиртур), сестра Думузи.
Гибил (Гирра) - в шумерской мифологии бог огня и света.
Гула - в шумеро-аккадской мифологии богиня-врачевательница.
Дамкина - в шумерской мифологии богиня, супруга бога Энки
Даму - в шумерской мифологии бог весенних вод, покровитель земледельцев.
Думузи - в шумерской мифологии бог скотоводов, олицетворяющий жизнь и здоровье, сын Энки и Эреду (Сиртур), умирающий и воскресающий бог.
Забаба - в шумерской мифологии покровитель г. Киша, бог победоносной войны, владыка планеты Сатурн, чей день недели - суббота.
Инанна - в шумерской мифологии богиня красоты и любви, супруга бога Думузи, богиня амбара, «госпожа небес», дочь бога Нанна.
Ишкур - в шумерской мифологии бог, управляющий тучами, громами и бурями, чьей птицей была Имдугуд, которую он заменил как божество; сын Энлиля.
Кабта (Кулла) - в шумерской мифологии бог кирпича.
Ки - в шумерской мифологии «земля», олицетворение женского начала, супруга Ана, мать Энлиля.
Кингалудда - в шумерской мифологии бог злых ветров и песчаных бурь.
Намму - в шумерской мифологии богиня, олицетворявшая первородный (изначальный) океан; мать бога Энки.
Нанна (Син) - в шумерской мифологии бог луны (аналогичный вавилонскому Сину), сын Энлиля и Нинлиль, покровитель города Ура, представлялся в виде молодого быка с сияющими рогами, пасущегося на небесах или плывущего по ним в небесной барке.
Нанше - в шумерской мифологии богиня законодательства, вестница богов, толковательница и насылательница вещих снов, богиня справедливости и милосердия, богиня города Лагаш.
Нергал - в шумерской мифологии «бог больших пространств», сын бога Энлиля, бог войны, один из соправителей Эрешкигаль в стране Кур (преисподняя) и ее супруг; владыка планеты Марс; его день недели - вторник.
Нингаль - в шумерской мифологии богиня, супруга бога Нанна, мать бога Уту (Шамаша).
Нингирсу - в шумерской мифологии бог войны, покровитель г. Лагаша, впоследствии принявший функции птицы Имдугуд, ставшей его символом (как и богов Ишкура и Нинурты).
Нингишзида - в шумерской мифологии бог-господин хорошего дерева» и одно из божеств страны Кур (преисподняя), хтоническое божество.
Нинкурра - в шумерской мифологии богиня горной страны, дочь Энки и Нинму.
Нинлиль - в шумерской мифологии богиня, супруга Энлиля
Нинмах (Мах, Нинхурсаг, Нинту) - в шумеро-аккадской мифологии богиня-мать, создательница людей.
Нинурта - в шумерской мифологии бог-покровитель г. Ниппура, сын Энлиля впоследствии принявший в этом городе функции птицы Имдугуд, ставшей его символом (как и богов Нингирсу и Ишкура); бог охоты и войны.
Уту (Шамаш) - в шумеро-аккадской мифологии бог солнца, хранитель справедливости и истины.
Эа - в шумерской мифологии бог вод, один из трех верховных богов.
Энлиль - в шумерской мифологии бог воздуха; один из трех верховных богов.
Мамету - богиня подземного мира, одна из супруга Нергала и одна из судей людей в загробном мире.
Нанайя - богиня плотской любви.
Тиамат - в аккадской мифологии женское олицетворение первобытного океана-хаоса, из которого родилось все, в том числе и боги; изображалась четвероногим чудовищем с крыльями; народившиеся боги вступили с ней в борьбу, а убивший ее Мардук из ее тела создает небо и землю.
Энмешара - бог подземного царства, один из древнейших богов.
Эрра (Йрра) - бог чумы и войны.
Nifrat ака Гагарина-Чернякова Н.И.
рассказы дракона,
чердак,
сочиняю,
мысли в слух