Jun 01, 2013 18:23
Как я уже говорил, первая граница, которая является «опасной» для переживания Гордости, лежит между внутренними переживаниями и словесным обозначением своей гордости ВОВНЕ. Опасной, потому что пересечении этой границы Гордость действительно В БОЛЬШИНСТВЕ СЛУЧАЕВ перерождается в нечто другое: в желание похвастаться и опустить других ( У меня есть нечто, чего нет у вас! У меня есть нечто, а я с вами не поделюсь!), желание обмануть себя и других (На самом деле я этим не обладаю, но я попробую погромче объявить об обратном - вдруг другие поверят, да и я сам заодно!), желание достичь идеала (стремление Нарцисса к совершенству), желание поконкурировать, померяться с другими людьми (или с авторитетами, с высшими силами, с богами).
Отдельной «социальной» проблемой является принципиальная трудность партнера: « как разделить переживание Гордости с гордящимся» - поскольку , как я уже говорил, Гордость - переживание интимное, личное, сакрально-закрытое. В ответ на знаменитое пушкинское «Ай да Пушкин! Ай да сукин сын!» - что ответить?
Еще большая опасность подстерегает Гордость на Второй Границе Психического - переходом от словесного предъявления к Действию. Ну собственно, само словесное предъявление на публике уже является Действием, но я имею в виду более развернутые действия, особенно в физическом плане Сравните цепочку: «Я не люблю свою маму! Я не горжусь тем, что я ее дочь!» (как внутреннее переживание), « Я не люблю тебя!( реальный разговор с матерью), Я не встречаюсь с матерью, не даю ей денег, если она нуждается в помощи (реальное поведение). Или печально известную цепочки: «Я горжусь своим арийским происхождением! (внутреннее переживание)- … . «Я горжусь своей верой! (внутреннее переживание) -… .
Так что социальный страх полного развертывания Гордости вплоть до физического воздействия на «неверных», на не подчиняющихся моим проявлениям Гордости, не случаен.
В общем итог моим психотерапевтическим размышлениям о Гордости прост: Гордость как истинное, здоровое переживание наиболее жизнеспособно во внутренних границах личности, при переходе первой границы психического - словесного самовыражения- сохранение здоровой Гордости требует большой осознанности- кому и зачем я говорю сейчас о своей Гордости?. При переходе к действиям для спасения Гордости от спонтанного превращения в Гордыню требуются неимоверные усилия по уСМИРЕНИЮ себя самого - поскольку какое право я имею воздействовать на других людей, на ВНЕШНИЕ объекты во имя процветания моей внутренней реальности - моей Гордости?!
Заметки гештальт-терапевта