Киото, Мибу и Шинсен. Новая история о Японии

Dec 01, 2008 02:35

«Покажите, на то, что вас интересует,
и скажите: "kore wa nani?"
А потом удачи понимать, что вам ответили" (с) Clay,
чьи советы и материалы по изучению японского
очень сильно помогли в деле общения.

Прошло время, и самой уже не верится, что была в Японии :-) А смотришь на фотографии - и таки да, это же я там была. Вот там, если свернуть за угол, будет детская площадка, а вон там - кусты вдоль здания и тротуар на одного, и автоматы с напитками, где чай в шестигранной бутылке с темно-зеленой этикеткой вкуснее, чем чай в такой же бутылке со светло-зеленой этикеткой. И все те мелочи, которые можно воспринять только на месте, они все еще со мной.

Но приступим к давно обещанному.

Впрочем, начну издалека, а именно с утра того дня, потому что сначала мы пошли в Рёан-джи (Ryoan-ji). Не столько пошли, сколько поехали, на пятом автобусе, если мне не изменяет память, ибо до него от нашего отеля - через пол Киото. Мы выходили там не одни, было еще несколько пар туристов, но, к счастью, ни одной группы (группы с экскурсоводами обычно - не значит всегда - являют собой зло, так как они по-прежнему находятся в своей стране, а на ту, что вокруг них, смотрят из «загона», будь то автобус или окружение соотечественников в группе). И все искали вход в Рёан. На остановке сидел кто-то из местных и добросовестно направлял всех к указателю, который смотрел в гору и бодро сообщал, что в храм - туда. Сразу выяснились различия между тем, что мы представляли себе ранее по описаниям и фотографиям, и действительностью. Например, стена вокруг монастыря, конечно, есть, но вот обойти вокруг нее с внешней стороны не представляется возможным. И дорога не идет круто в гору, а поднимается плавно. Более того, есть не только лестницы, но и пологие спуски, по которым мог бы подняться инвалид в коляске, если бы вдруг ему потребовалось (читавшие Дочь Черного волка поймут, о чем я).
По дороге наверх был обнаружен пруд.












А дальше, спасибо указателям, было нетрудно найти главную достопримечательность этого храма, а именно сад камней. Тот самый, где всегда видно четырнадцать камней, хотя на самом деле их пятнадцать. Считали - так и есть :-) Снимать сам сад камней мне не хотелось, слишком много таких фотографий в сети, так что я подбирала необычные ракурсы. И вот что получилось.



А такой вид открывается, если смотреть не на камни, а прямо :-)



Собственно само здание, во внутреннем дворе которого находится сад камней.



Здесь проход был закрыт, все шли через соседний, точно такой же. И полки у входа служат для того, чтобы ставить обувь. Внутри здания и по галереям надо ходить босиком.



Мы еще прошлись по территории храма, нашли там красивый парк с ухоженными деревьями, несколько мест, закрытых для посещения, и такое вот здание.



А дальше вниз по улице


к остановке... нет, не автобуса, электрички или метро. К остановке трамвая.


Не помню, как он у них называется, но это нечто особенное :-) Маленькое, одновагонное. В Киото существует две ветки: по одной ходит зеленый трамвайчик, по второй - розовый с сакурой. Мне удалось снять только зеленый.



Мы сели на зеленый и доехали до конечной станции. На выходе попытались заплатить водителю за проезд, но на нас шикнули, мол, что делаете, дурные, вам же дальше ехать! Оказалось, там надо пересесть на розовый и доехать на нем до Шиджо-дори (Четвертой улицы, если в переводе). Мы так и сделали.

И вот тут начались трудности. У нас была карта. Но по ней не было понятно, где именно север, и как ориентироваться, чтобы найти нужную нам точку, а именно Мибу-дэра. Мы сходили в одну сторону, сходили в другую, поняли, что проголодались, купили в местной лавке только что выпеченных булочек с начинкой из собы и трав и тут же съели их, сидя под бетонным забором. А съев, поняли простую вещь: если хочешь найти что-то в незнакомом городе, спроси местных. Так и поступили...
На перекрестке неизвестных нам улиц со старой застройкой мы нашли бабушку. Известно - спрашивать надо пожилых, они чаще знают окрестности, чем молодежь. Эта бабушка была одета в традиционную одежду нежных цветов и охотно взялась объяснить, как пройти к Мибу-дэра.
Из ее объяснений лично я поняла обращение «anta-hen», и что надо от перекрестка пройти в сторону, указанную рукой, на три улицы (а может, имелся в виду третий автобус или еще что-нибудь третье). Мы покивали, и довольная бабушка ушла, а мы пошли исследовать район дальше, жалея, что Олег уехал в Каназаву к отцу, а наш японский ну очень хромает.
Через три улицы (были споры, какой из узеньких закоулков считать улицей) обнаружился рынок (похожий на наши, где лотки под навесами, но там добавлялся кондиционер). И никакого храма Мибу. Судя по надписям, весь этот район был Мибу, что дело нисколько не упрощало.
Тогда мы приняли решение выйти обратно на знакомую улицу, то есть Шиджо, и там опять спрашивать. Выбрались через какой-то железнодорожный переезд и - удача! - поймали новую бабушку, еще постарше первой. Она нас пожалела, с третьей попытки поняла, что же мы хотим, и что-то сказала... Понятия не имею, что это было :-) Но она пошла, и мы пошли. «Не так быстро», - сказала она. - «Я старая, за вами не поспеваю». И мы пошли медленнее. Как оказалось, до автобусной остановки. Там бабушка еще раз попыталась объяснить неразумным, как им попасть в желаемое место (без толку; кансайское наречие оказалось для нас непостижимым), тогда она поймала такси, обсудила с водителем погоду и цены на что-то, а потом рассказала ему о нас. Водитель на сносном английском объяснил, как нам идти. После чего бабка со словами «старая, устала ходить» уехала на этом такси.

Так выглядят улицу бывшей деревни Мибу сегодня.



Ну а мы пошли и - чудо! - таки нашли нужный храм. Правда, «заднюю калитку», аккурат против главного входа. Но нам входить с черного хода не впервой.






Собственно сам храм внешне мало отличается от других буддийских храмов в этой стране, хотя и интересен сам по себе.















Но нас туда влекло совсем другое.
В отдельном помещении устроена лавка по продаже всяких сувенирчиков (два из них теперь висят у меня на телефоне, с именами Хиджикаты и Кондо, если кому интересно), а за ней открывается маленький дворик.






В котором есть пруд с прелестным дракончиком.



И кладбище, где похоронены многие члены Шинсенгуми (Shinsengumi, 新選組, они же «волки Мибу»).



По сути, Шинсенгуми это первый киотский ОМОН, группа, подчиняющаяся правительству города для защиты его от разбоя, бандитов, грабителей и т.п. Создана в 1863 году. Вероятно, харизма лидеров этой группы, плюс поступки всех ее членов в такой короткий промежуток времени существования сделали ее самой известной из всех подобных групп в Японии того времени.



Собственно, памятник Кондо.












И наконец, главные ворота Мибу-дэра.



А это... да, он самый, вход в казармы Шинсенгуми. Впрочем, казармами это вряд ли можно назвать.












По словам экскурсовода, члены Шинсена снимали комнаты по городу, а здесь была штаб-квартира, в которой изначально жили Серизава, Кондо, Хиджиката и, вроде бы, Нагакура и Харада. Последние двое потом съехали оттуда, потому что дом уж очень тесный. А Хиджикату Серизава и Кондо выжили. Собственно, по тем же данным, Серизава очень любил повеселиться, был любитель выпить и пригласить девушек легкого поведения.
Дом и правда тесный, наша группа из шести человек плюс экскурсовод еле помещалась в этих лишенных мебели комнатах. А по лестнице на второй этаж я рискнула бы забраться, потому что я человек рисковый, но не решилась бы спуститься. Потому что она шириной примерно как ширина моих плеч :-)
Ну а задний двор с колодцем, на котором по всем фильмам народ тренировался и т.д., вообще-то шириной метра в полтора, и там нелегко поместиться рядом даже двоим.
Еще рассказывали о том, что дом принадлежал вроде бы купцу (не помню его имя), который тоже жил в нем с семьей. Через несколько месяцев после поселения там членов Шинсенгуми этот человек пришел к ним с просьбой съехать, так как они очень шумные, а у него жена и маленькие дети. Серизава переговорил с ним в отдельной комнате, результатом чего стало то, что хозяин с женой и детьми выехал, а Шинсен остался.

Вообще снимать сам дом было нельзя, но разве русскому человеку запретишь, если ему сильно хочется? :-)



Были еще истории. Например, про то, как Серизава однажды пригласил девушек из чайного дома (читай, из публичного дома), но хозяйка ошиблась в выборе, прислала юных неопытных девушек, и они, испугавшись его, не захотели быть с ним, на что имели полное право. И он, вопреки приличиям и вообще принятому кодексу поведения, пытался их заставить с ним быть. А когда они попытались спастись, чуть их не убил. Спасло лишь появление Хиджикаты. Серизава требовал смерти отказавших девушек, тогда Хиджиката нашел другой выход - отрубил отказавшим волосы мечом, таким образом оставив девушек в живых, а Серизаву удовлетворенным местью.
Еще был рассказ о том, что Серизаво, обладавший немалым ростом, постоянно стукался головой о притолоки. Тут же было посоветовано двум высоким мужчинам в группе быть осторожнее.
Ну а я все-таки умудрилась впилиться макушкой в луки, висящие под потолком у входа :-)

Там были еще истории, но мой японский не настолько хорош, чтобы их понять, а сервис на английском языке не предлагали. Так что, боюсь, эти истории останутся за кадром.

А после экскурсии давали входящие в стоимость (а вы что думали, Кансай же!) традиционный взбитый в плошках чай и пирожные. Вкусно!

P.S. кто бы мог подумать, что в наше время могут быть такие сложности с кавычками в ссылках...
Up