Пролог.
Разговор этот начался в придорожном автокафе.
Я сидел с поэтом-мистиком Генрихом Фаустом, одним из немногих реальных моих друзей. Спросил его:
- Ты можешь сказать о Сталине что-нибудь хорошее?
- Нет - ответил он - Ни одного хорошего слова у меня для ЭТОГО не найдётся.
(
Read more... )
Иное дело, что судьи кто? Гинзбург была соучастницей большевицких преступлений? А Сталин, что их всех сажал и расстреливал, был кто?
Возвращаясь к первоначальной вашей мысли, замечу, однако, что даже и Сталин отрицал, по крайней мере на словах, наказание за грехи отцов, особенно воображаемые.
А учитывая то, что в сталинских лагерях сидели по новоизобретенным законам (из-за одной коллективизации сколько в лагерь отправили)... То, что у человека, посаженного по обвинению в каком-нибудь вздоре, вроде антисоветчины, могли и правда быть какие-то настоящие грехи, не означает, что совершалось некое кармическое воздаяние.
Впрочем, смягчу категоричность. Скажу так. Человек, теряющий руку на опасном производстве, теряет ее прежде всего, в практическом смысле, потому, что производство опасное, а не потому, что он этой рукой в детстве бил ботанов и дрочил на школьную училку.
А раннее советское государство было именно таким, опасным. И люди сидели в тюрьмах, вставали к стене и гибли на каторжных работах прежде всего потому что государство было такое каторжное и кровожадное. Что соответствовало интересам его верхушки (и доступным ей способам достижения своих интересов).
Думаю, это гораздо существеннее домыслов о том, что у каждого крестьянина, угодившего в лагерь, была плохая родовая карма.
Reply
Leave a comment