Эхо войны. Сентябрь 2014.

Sep 26, 2014 20:31

            Шумный табор закарпатцев, ремонтировавший цоколь здания, уехал, и на их места спустя несколько дней заселились их соотечественники с другого конца страны. Это были донбасцы. Один, толстяк, владел до переворота и войны строительной фирмой в Донецке, среди заказчиков у него был Азаров (это типа нашего Медведева, только при Януке). Он десять лет прожил в Испании с Португалией, держал там кафешку до кризиса, но потом ему надоело работать в ноль, и он вернулся на родину. Он рассказывал мне: "Я такое бабло у себя на Донбассе поднял! Три квартиры купил за пару лет, пару машин сменил - вообще непонятно, зачем было уезжать в эту Европу с её бардаком. Но тут началась эта х-ня и всё накрылось. Ну ничего, не впервой с нуля начинать. Тут, в Москве, можно тоже бабки поднять. Я всё-таки 20 лет в строительстве, два высших образования по профилю, одно - Донецкий политех, другое - Лиссабонский университет. За год что-нибудь, да образуется." Война наполнила дешёвой, готовой на всё рабочей силой рынок труда в сфере строительства до отказа. Такого строительного бума я не видел лет десять, с 2005 года. Но в отличие от второго путинского срока, на стройках почти не было чёрных лиц.
           Толстяк был совсем не похож на беженца. Он был бодр, оптимистичен, и всем видом давал понять - у него всё схвачено, и готов план действий на любой расклад.

Второй, хмурый худой блондин, его кузен, похожий на актёра Стивена Лэнга, был коренным донбасцем.


Городок Волноваха, из которого он уехал, несколько раз мелькал в новостях. Он решил не дожидаться очередного наступления украинских карателей и свалил подобру-поздорову в Россию.
            Естественно, я начал опрашивать их как свидетелей. Толстяк придерживался мнения, что притеснения русских на Донбассе - херня ("...У меня дети учатся на русском языке, в русской школе..."), войну затеял Путин. "Как олько Путин решит, что хватит, на этом остановиться, они там наверху договорятся - война остановится" - говорил он.
           - Подожди, сказал я Толстяку. Сколько школ в твоём городке?
           "Семь"
           - А сколько из них - русскоязычных?
           "Две"
           - А КАКОВ ПРОЦЕНТ ЛЮДЕЙ, ДЛЯ КОТОРЫХ РУССКИЙ - РОДНОЙ, которые дома разговаривают на русском языке????? -
           Тут в разговор встрял его братец: "96%".
           Толстяк начал вилять, ну, дескать фигня, никто не собирался запрещать русский язык, на что его братец напомнил ему о первом решении послемайданной Рады - отмену закона о языке.
            Толстяк тогда зашёл с другой стороны - вот, дескать, есть государственный язык, надо уважать, и всё такое.
            Да, толстяка можно понять. У него гешефт загнулся из-за войны и недвижимость загнулась. И ему ли, рождённому в Казахстане, гражданину Португалии, свободно владеющему испанским, жаловаться на необходимость учить ещё один язык? Не проблема для него и найти своим детям учителей, устроить в русскую школу. Он может и гувернёров им нанять.
            Но почему обычные донбассцы вынуждены заполнять бланки в гос.учреждениях на чужом, искусственном языке, порождённом где-то на задворках Речи Посполитой? Почему они не могут учить детей своему родному языку? Они не иммигранты, не понаехи, их предки 200 лет назад пришли на эту землю, и отцы их строили дома, и деды рыли шахты, и прадеды поливали эту землю своим потом и своей кровью.

Этот вопрос, который я поднимал в интернет-перепалках со свидомыми украинцами, когда ещё война только разгоралась, оставался всегда без ответа. Обычная позиция укропатриота - Путин лалала, Крым отжал, русский язык никому нах не нужен, это ФСБ, Гиркин-Бородай, донбасцы захотели российских пенсий, против Украины воюют российские солдаты. Всё.
             Из того же репертуара и уверенность во всемогуществе Путина. Словно какое-то божество, Тёмный Властелин, Император Вселенной, Путин мановением руки развязывает войны и росчерком пера их прекращает. А народ, обычные люди, ничего не решают, и без воли барина шагу им ступить нельзя.

хрень

Previous post Next post
Up