«Жила-была одна баба», Киноцентр, фестиваль «Московская премьера» 31 августа 2011

Sep 01, 2011 03:52

Да, Андрей Смирнов создал шедевр.  Факт неоспоримый, обсуждению не подлежит. Категорически! ;-)

С лета 2009 года я отслеживала судьбу этого фильма, и теперь, увидев его, очень рада, что наконец-то он идет к своим зрителям.  Были мнения, что кино это - некоммерческое, но я бы добавила только вот что: пусть некоммерческое это кино - но в той же степени, как и хорошая литература, по цитатам из которой узнаешь «своих».  Говорят:  «всё гениальное - просто».  А еще - «если надо объяснять - то не надо объяснять».  Объяснять не надо, потому что идея понятна - это не тест на знание исторических фактов и дат, а то, на что откликается сердце.

Жила-была одна баба…  Просто жила.  Сначала - в том укладе, который был предопределен историей и обычаями, а потом - в водовороте внешних событий - революция, гражданская война - которые это уклад поломали.  И изломали ее жизнь. 
История простой русской женщины показана беспристрастно, как есть (вернее, веришь - так и было) .  Выдали Варвару, девку из бедной семьи, замуж - в семью зажиточную.  И всё там «в порядке вещей» - муж, закладывающий за воротник, и жестокие побои плеткой (напоила коня, когда нельзя было этого делать, а он издох), и попытка повеситься после этого; золовка, которая предлагает ей заработать полтора рубля - соседу понравилась (вот деревенские нравы!); и свекор, который в пьяном угаре пытается её «завалить» и которого она отталкивает так, что он ударяется головой о сруб - и насмерть;  уход с мужем на заброшенный хутор, где они пытаются начать самостоятельную жизнь;  и то, что муж бросает её одну с ребенком на выжженом хуторе - кажется, что это всё еще не предел.  В «порядке вещей» в том смысле, что «жить можно» - так и жили, там, тогда, в том месте, - как бы странно и жестоко это не звучало.

Но в этот «порядок» врывается беспощадная  сила - смена власти и общественного строя, которая приводит к тому, что ломается привычный уклад вещей, рвутся связи - с семейными ценностями, с религией.  Приводит к бессмысленным убийствам (да, за невыполнение продразверстки или нелояльность к новой власти маргиналов - то, о чем написано в учебниках истории сухим языком, за которым на самом деле стоит череда человеческих трагедий).   Варвара, которая наконец-то нашла свою любовь, видит, как эту любовь на ее глазах расстреливают, и…  умирает.  Её лицо буквально мертвеет.  Нет её больше… Хоть, вроде бы, и живая.  Как это сыграно? Как это снято?

В начале фильма на экране - волк. Тот самый «тамбовский волк»?  А в конце - ливень, потоп:  после тех, кто разрушит вечные ценности.  Поток, который смоет в никуда жизнь любого человека, кем бы он ни был.

История развивается по спирали, и поэтому не забывать ее нужно, чтобы не совершать ошибок прошлого. Собственно, об этом и фильм.

Как донести идею? Сделать так, чтобы тебе поверили.  Так, как сделал Андрей Смирнов в своем фильме, каждая деталь в котором выверена до мелочей, чтобы воссоздать дух эпохи.  Безупречная работа гримёров, костюмеров, всей съемочной группы…   Все без исключения актерские работы - блестящие!  Дарья Екамасова в роли Варвары; Евдокия Германова, Роман Мадянов, Агриппина Стеклова, Максим Аверин, Алексей Серебряков, Нина Русланова, Владислав Абашин, Алексей Шевченко… и все-все-все!  В своем приветственном слове перед сеансом Андрей Смирнов поблагодарил всю группу за то, что благодаря им этот фильм удалось сделать.  Ну а самому Мастеру - тысячу раз Браво! Теперь остается пожелать только удачи и открытых зрительских сердец!
Previous post Next post
Up