Эрнест Ришард Карлович Нирнзее (около 1860 - ?/1918?)

Mar 30, 2007 11:38

О человеке, которому посвящен этот сайт, на сегодняшний день известно крайне мало.

В доступных источниках нет ни одной его фотографии. Нет уверенности и в том, что фотографии есть в архивах. Марии Нащокиной не удалось найти изображения Нирнзее для своего справочника «Архитекторы московского модерна. Творческие портреты».

Его имя пишут и произносят очень по-разному. Он и Эрнст-Рихард Карлович Нирнзее (как пишут в своей книге Бессонов и Янгиров), и Эрнест (Ришард) Карлович Нирнзее (как указывает Мария Нащокина). Он и Нирензее - как зачастую произносили это имя в XX веке. «Помните, дом Нирензее стоял, над лачугами крышу взвеивая?»

Справочник «Вся Москва» за 1913 год дает такие сведения об архитекторе и его семье:

Нирнзее Эрн. Кар. Трехпрудный, д. 5, соб. Тлф. 408-67; 308-54 и 171-41. Чл. Моск. Автомоб. О-ва; Архит.

Нирнзее Варв. Ром. Трехпрудный 5/15.

Нирнзее Карл Карл., куп. Пресн. Ч., Курбатовский, соб. Д. Тлф. 28-82. Чл. Моск. Автомоб. О-ва; Вентиляция; Централ. Отопл. ; Слесарн.-механич. Завед.; дмвл.

Карл «купил небольшое владение в Курбатовском переулке на Пресне (ныне ул. Климашкина), открыл слесарно-механическое предприятие и быстро вышел в число преуспевающих, именуя себя в документах “московским купцом”» (Бессонов и Янгиров, с. 11).

Откуда родом семья Нирнзее? Фамилия как будто указывает на их германское происхождение. Бессонов и Янгиров пишут, что в начале XX века Эрнст-Рихард Нирнзее вместе с братом Карлом и сестрой Сусанной приехали в Москву из Варшавы. (Варв<ара> Ром<ановна> Нирнзее, живущая с Эрн<стом> Кар<ловичем> в одном доме, - очевидно, его жена.)

Не вполне ясно, как должно писаться имя Нирнзее в латинской транскрипции. Nirnsee? Nirensee? Niernsee?

Известен американский архитектор John Rudolph Niernsee (1814-1884), в 1820-х годах иммигрировавший в США из Вены, автор знаменитого здания The South Carolina State House (книга, посвященная его творчеству, на Amazon.com). Нет ли здесь родственных связей?

Очень много вопросов, остающихся пока без ответов.

Неясно и чем закончилась московская история и жизнь Нирнзее. Бессонов и Янгиров пишут, что «в начале 1918 года вместе с семьей выехал из России». Мария Нащокина предполагается, что 1918 год был последним в жизни архитектора и что он скончался в Москве.

Из книги Бессонова и Янгирова:

Личность этого московского зодчего до сих пор остается загадочной, а его вклад в историю московской архитектуры не оценен еще в должной мере. Имя Нирнзее, увековеченное городским обиходом в наименовании самой грандиозной его постройки, до недавнего времени не было в точности известно, и лишь благодаря строительным документам, нам удалось восстановить его подлинное написание. Неизвестным остается и объем архитектурного наследия зодчего. По данным журнала «Домовладение и городское хозяйство», только в 1911-1912 годах Э.-Р. Нирнзее была разрешена постройка семи зданий, преимущественно в пределах Садового кольца. По сегодняшним, весьма приблизительным данным, им было спроектировано и построено 15 зданий <информация 1990 года>, большинство из которых сохранились и сегодня впечатляют своим оригинальным обликом и внушительностью. Вот лишь некоторые из них: Пятницкая улица, 9/28 (1902), ул. Жолтовского, 10 (1910), Трехпрудный переулок, 5/15 (1911), 11-13 (1912-1913); Климентовский перулок, 6 (1912), улица Чкалова, 66 (1913)…

Мария Нащокина приводит список из 41 позиции <2005 год>.

Из книги Бессонова и Янгирова:

Эрнст-Рихард, по образованию инженер-строитель, открыл строительную контору и стал искать клиентов - домовладельцев, жаждущих развернуть доходное строительство. Поначалу он, видимо, занимался перестройкой и надстройкой существующих зданий, зарабатывая «имя» в многочисленной среде столичных зодчих. Первым же его воплощенным проектом, известным нам, стал двухэтажный жилой дом на Петербургском шоссе (Ленинградский проспект), построенный в 1901 году по заказу товарищества «Габай». В 1904 году он отстраивает особняк и небольшой доходный дом во владении старшего брата. Архитектурный «цех» был, вероятно, не слишком рад появлению нового мастера, конкурента. Не случайно имени Нирнзее не найти ни в списках Московского архитектурного общества, ни среди членов Русского технического общества. На протяжении всей жизни в Москве он, очевидно, так и остался чужаком среди собратьев по ремеслу.

Из книги Марии Нащокиной:

В 1898 г. переехал вместе с братом К. К. Нирнзее (тоже варшавским мещанином) из Варшавы. Подписывал чертежи - техник архитектуры - в 1900 г. получил право на производство строительных работ; где получил профессиональное образование - неизвестно. Удачливый коммерсант и весьма плодовитый архитектор - автор многочисленных московских домов, которые нередко демонстрировали конструктивные и функциональные новшества. С конца 1900-х гг. владел собственным архитектурным ателье в Москве (располагалось в его собственном доме в Курбатовском пер.).

Творческий метод Н. базировался на компиляции композиционных приемов и форм, заимствованных, скорее всего, из разнообразных печатных источников - журналов, газет, книг, профессиональных увражей. Его постройки не обнаруживают ни явно выраженных авторских пристрастий, ни индивидуального почерка. Архитектор с легкостью переходил от одной стилистики к другой, глубоко не вдаваясь в их специфику; для него «стиль» был только внешним «декором», накладываемым на фасад по желанию заказчика.

Впрочем, такой «коммерческий» подход к проектированию был своеобразным знамением времени. Расширяющиеся международные профессиональные связи и контакты именно в эпоху модерна стали предопределять распространение стиля, развитие стилеобразующих тенденций. Особо этому способствовала профессиональная литература и периодика, недаром Александр Бенуа констатировал: “Стиль для современного архитектора - это просто увражи в его библиотеке” (Бенуа А. О новом стиле // Речь, 1917, № 45, с. 2).

Дома Нирнзее

Нирнзее, биография

Previous post Next post
Up