Т-28 из ЦМВС, № К-010

Jun 06, 2014 17:54

Единственный в стране танк этого типа известен всем.





Заводской номер, К-010, продублирован на лобовом листе(приваренная табличка перед отбойниками).
Занимаясь танкомалярными работами слева и справа от него, хочешь-не хочешь, а мимо не пройдешь. Стало интересно - откуда он взялся? Самый простой и логичный вариант - как и все, из Кубинки. Возможно, но до этого где он был?
Упоминание о нем есть в работах М.Коломийца по Т-28 и Т-35, где приведены фото Т-28 с подписью "испытания орудия ПС-3 на танке Т-28 №К-010.




Испытания проходили на артполигоне, т.н. АНИОПе, машина выполняла роль "повозки для пушки" в прямом смысле. И, судя по всему, не один раз: по-видимому, вот на этих фото с испытаний Л-10 тот же танк.(Забор не противоречит!) :)






Есть фото с испытаний возкой на Т-28 и систем Л-11 с Ф-32, но, как кажется, там уже другая машина. Отличия налицо.




Выходит, что "до Кубинки" танк мог находиться на полигоне, где и дожил до наших дней? Если изначальная аннотация (с ПС-3) верна, и номер соответствует - то нет. Простой повозочной деятельностью жизнь не ограничилась.
И тому есть документальное подтверждение. У ув.litl_bro выложены "Сведения рембазы №7 о машинах, завезенных в капремонт, об отправленных машинах и ведомость инвентаризации", где помимо Т-26, БТ-2-5-7 и прочих есть данные и по Т-28. Для удобства чтения несколько листов соберем в один:


Вот и проясняется путь танка: 30.07.1940 он поступил из 2-го Саратовского танкового училища для ремонта и находится по состоянию на 01.01.1941 года в ожидании оного.
   То есть, можно предположить, что танк с полигона был передан в училище (а 2-е Саратовское танковое готовило танкистов на Т-28 и Т-35), после чего поступил на рембазу. Вряд ли он поступил на базу транзитом с АНИОПа в ПривВО.
   Вот что было в дальнейшем - пока непонятно. Известно, что по состоянию на 15 мая 1941-го этой машины на рембазе уже нет - ни среди ожидающих, ни среди ремонтирующихся. Почему он так быстро был выпущен - неизвестно. По крайней мере, на 7-й РБ продолжали находиться машины, пришедшие раньше из частей КОВО...
   Скорее всего, танк должен был вернуться обратно, а дальше - либо там и оставался, до расформирования училища в 1959-м, откуда уже и мог попасть в Кубинку, либо (очень маловероятно) - в училище был сформирован с началом войны курсантский батальон, но вошел ли он в его состав - неизвестно.
   В любом случае, некоторые вехи боевого пути единственного в стране танка немного прояснились.

1940, рембаза №7, танки, Дарница, Т-28, ЦМВС, 30-е, 1941, 2-е Саратовское бронетанковое училище

Previous post Next post
Up