«...а боевые машины эвакуировать до ст. Казатин, где заказаны и имеются тяжеловесные платформы...»

Jan 10, 2014 02:21



Среди множества фотографий танков БТ 53-го танкового полка было две, не несшие никаких, кроме ромбов на башнях, дополнительных признаков, могущих пролить свет на их местонахождение. Это давно известное фото с БТ-7М и СТЗ-5 на ж/д платформе:


Второе фото с просторов e-Bay:


Правда, тут все печальнее - платформа разрушена, танк опрокинулся. И вместо СТЗ-5 стоит двухбашенный Т-26 (к «парности» техники на платформах мы еще вернемся).
Собственно, общие детали этих фотографий - ж/д эшелон и маркировка боевых машин.
На опрокинувшемся танке, насколько можно разобрать, тоже одна литера, и это - «В», как и на первом. Почему «В»?  Дело в том, что, как показывает 6-летняя практика исследований темы, на БТ 53-го полка маркировка наносилась либо на передней, либо на задней скуле башни, в зависимости от литер. «А», «В», «Г» - на задней. Но начертание «А» и «Г»  отличается от видимого на снимке.


Как бы то ни было - вокзал, эшелон, танки 53-го полка, это аксиома. Но где и когда - непонятно. Поэтому, не считая БТ из Смелы, самым восточным считался опрокинувшийся танк у сел Мыслова/Ореховец, перед переправой при отступлении через р. Збруч. Но за Збручем война не закончилась, и 53-й полк, как и остатки 81-й мд, первую декаду июля вел активные боевые действия в районе Чуднов - Бердичев, с потерями живой силы и материальной части. Только фото танков оттуда пока не было, или, те, что есть, невозможно атрибутировать.
Когда год назад мы начинали двухнедельную экспедицию по Украине, то местом встречи выбрали Казатин. Поскольку та поездка в основном была посвящена местам боев в районе Бердичева, то лучше точки старта не найти: крупная станция, множество поездов. Да и сам город упоминался неоднократно в сводках, документах и т. п. Правда, в августе 2012-го мы были там, увы, недолго: воскресенье, краеведческий музей был закрыт, а каких-либо точек для осмотра тогда не было. Поэтому ограничились осмотром вокзала (а Казатинский вокзал того стоит!), братской могилы, памятника танкистам 1 гвТА и отправились на Бердичев.






Даже фотосъемку вокзала делали с акцентом на левую (северную) часть вокзала...
На днях среди множества лотов Ebay на глаза попался один. В нем, кроме пары книг по истории 16-й танковой дивизии вермахта, был еще и фотоальбом. И вот при просмотре этого альбома, среди прочих, встретилось такое фото:


Подпись была, но «Quer durch Russland» - «По России».


Понятно, что пятно на танке - это не дефект и не засветка. Это белый ромб. Стало быть - 53-й полк. И снова - эшелон, платформа, СТЗ-5 трактор. И какие-то строения на заднем плане. Была надежда на могильный крест - «пробить» по ФИО место гибели «камрада» и хотя бы примерно очертить район. Надежда не сбылась. Камрад оказался «даже не с нашей улицы» - этот обер-ефрейтор отвоевался еще 22 июня под Кристинополем, в составе 297-й пехотной дивизии. По логике альбома все верно, но нам ничего не давало.
Вышка, маячащая между танком и трактором - тоже из серии «ни о чем». Но вот левее танка что-то такое было. Это «нечто» сразу, несмотря на вычурный вид, было опознано как водонапорная башня, а не церковь или костел (ж/д станция все-таки к водокачке ближе, чем к культовому сооружению), и начался поиск. Благодаря имевшейся у коллег ветке на форуме Relicfinder стало проясняться. Среди многообразия конструкций внимание привлек вот такой тип (фиг. «а»):


как наиболее похожий на видимый за танком объект. Сравните:


Такие башни строились в конце XIX века, проект типовой, и строились они не только на Юго-Западной дороге, скорее на Екатерининской.
Но как-то слабо вязались вместе 16-я панцердивизия, 53-й танковый полк и


Разгадка пришла быстрее, чем ожидалось. В ветке у коллег оказался лист из альбома, снятого неизвестным немцем.


То, что это Казатин - сомнений нет, достаточно сравнить вокзал.


А раз это Казатин, то и водонапорка - Казатин. А то, что видимый объект за танком и водокачка из зимнего альбома «сходны до степени смешения» - очевидно. Это одна и та же башня.
Значит, фото эшелона с БТ 53-го полка сделано именно в Казатине. По крайней мере, эти два фото позволяют это утверждать.
Но - это фото. А логика? «Да мало ли таких водонапорок по Украине, да мало ли куда мог приткнуться эшелон - бардак то был ого-го!»
Проверим.
Итак. Фото с танком из альбома 16-й танковой дивизии вермахта. Имела ли она отношение к Казатину? Самое прямое.




А что 53-й полк? 53-й полк Казатин не оборонял, ведя бои западнее-северо-западнее. На момент этой съемки полк был в районе Чуднова.


Но... не так все просто. Первый раз по документам 53-го полка Казатин упоминается в связи с гибелью 9 июля 1941 г. его командира.


Прах довезут до Киева и достойно похоронят. Собственно, путь из Казатина на восток - один и есть.
В 160 километрах Киев. За ним, за Днепром - Прилуки, Пирятин - места сосредоточения выводимых остатков мехкорпусов ЮЗФ. А в самом Киеве - рембаза № 7 - Дарница:


что и было отражено в ЖБД полка:


Но для того, чтобы «сдать на рембазу» танки, их нужно сначала вывезти из района боев.
Поэтому, когда пришла пора расписывать детали вывода на переформировку, и появился следующий приказ по 81-й моторизованной дивизии (куда и входил 53 тп):
«п. 5. ... а боевые машины эвакуировать до ст. Казатин, где заказаны и имеются тяжеловесные
платформы для погрузки танков...».


Собственно, почти все: видимый на фото объект опознан как водонапорная башня ж/д станции Казатин, погрузка отправляемой в тыл техники осуществлялась на ж/д станции г. Казатин, который был взят немцами, в т. ч. 16-й танковой дивизией, 15 июля 1941 года. Надо полагать, что протолкнуть все 1200 вагонов просто не успели.
Схематически взаиморасположение объектов выглядит так:


Похожие ракурсы с башней в нынешнем состоянии (фото взято из Вики и у flackelf):




Почему «почти все»?
А потому, что приведенные в начале поста еще 2 фото (БТ с СТЗ-5 и опрокинувшийся БТ), скорее всего, сфотографированы там же. В пользу БТ с тягачом говорит одинаковость маркировки, способ погрузки техники на платформу: на давно известном фото грузоподъемность платформы указана - 20 тонн. Потому на ней стоят: танк БТ-7М погрузочной массой 12,95 тонны вместе с  а) арттягачом СТЗ-5 с полной массой 5,85 тонны, б) трактором СХТЗ-НАТИ (СТЗ-3) полной массой 5,1 тонны. Единственно - снимок сделан в ином направлении: либо со стороны башни (восточнее ж/д путей), либо как и рассматриваемый, но в сторону вокзала. Что касается «перевертыша», то - да, там не трактор и не тягач, там рядом Т-26, коих не было в 53 полку и во всей 81 мд. Но не стоит забывать, что там же и тогда же действовала 44-я танковая дивизия, имевшая на вооружении именно Т-26. И опираться кроме как на Казатин, ей, как и прочим мехчастям, было не на что.
По итогу - перед нами 3 танка 53-го полка: как минимум с одного эшелона, как максимум - на одной и той же станции - в Казатине. В одно время и в одном месте.

фотоархеология, память, Украина, танки, 53 танковый полк, Немиров, Великая Отечественная, Казатин, 1941, полковник Кобец, БТ-7М, 16 танковая дивизия, тактические обозначения

Previous post Next post
Up