Речь об аварийном люке-лазе. На машинах 30-х годов их не было: ни на 26-х, ни на БТ, ни на 28-х с 35-ми. В боевой обстановке это могло привести (и приводило) к печальным последствиям:
танк Т-28, вероятно, из состава 8-й тд 4-го МК, упавший с моста через р.Восушка в с. Козлув (юго-западнее Тернополя)
В данном случае неизвестны причины и судьба экиппажа. А вот тут - увы, известно все.
"машина 68-го танкового полка №288-14 выпуска 1935 года. «упала с моста, опрокинулась и сгорела вместе с экипажем 29.6. в районе Львова" (по материалам сайта
http://t35incombat.narod.ru/ )
В общем, создавая А-8, ставший потом БТ-7М, необходимость наличия люка-лаза осознали и изготовили.
А изготовив, испытали. Строго говоря, этот люк, кроме прочих экстерьерных деталей: измененная укладка ЗИПа, иной вид
"гриба" воздушного фильтра - есть главное визуальное отличие именно "эмки" от обычного БТ-7. Увы, не часто встречающийся на архивных, бэйных и прочих фотографиях.
Тем не менее,кое-какие фото есть:
внешний вид (машина из состава 53-го танкового полка в Немирове)
И немного "нутрянки", увы, фото невысокого качества.
Перед танком как раз этот люк и лежит. Различимы задрайки (минимум 5 на половину окружности) и в центре ручка.
Размер, устройство и форма люка на этих фото позволяют утверждать, что люк был не откидным, а свободно падающим.
Для сравнения - "люк героев" Т-34 довоенного производства:
устройство
И внешний вид (Т-34 12-й тд из состава группы Попеля(8-й МК), подбита в р-не с. Белогородка(Дубно))
Что же показали испытания оного люка на А-7М, и почему впоследствии, на Т-34, его устройство было иным?
Смотрим:
Понятно, что у 34-ки, стоящей на рыхлой земле/колее может возникнуть ситуация, при которой придется подрывать
землю, чтобы люк откинуть полностью или надеяться на удачу - что прилетевший снаряд поработает экскаватором(случаи были..), но открытие люка 11 с лишним минут - это слишком... Даже не смотря на больший размер, обеспечивающий в общем-то быстрый выход 3-х человек. 11 минут достаточно, чтобы уже некому было выходить.
А вообще, было бы интересно повторить подобные испытания, благо есть где: в танковом музее, что в Пароле, стоит финская САУ BT-42. Удивительно, но факт - она сделана на базе именно БТ-7М, и данный люк - в наличии.