Однажды я признался, что автомобиль очень важный атрибут моей жизни. Он идет сразу на втором месте после жилья. Без средства передвижения я чувствую себя физически ограниченным, зависимым от общественного транспорта, привязанным к ближайшим магазинам и лишенным увеселительных поездок средней дальности, когда легким общественным транспортом уже не доехать, а ехать поездом или самолетом как-то еще близко.
Стараясь быть последовательным и честным перед собой, я начал искать себе машину сразу по прибытию в Шанхай в октябре прошлого года.
По слухам ездить по Китаю можно только с китайскими правами, которые невозможно получить иностранцу. Зарегистрировать машину, получить номера и владеть автомобилем, по тем же слухам, очень и очень сложно. На грани.
Но, так как моя работа в основном состоит в том, чтобы делать вещи, которые невозможны, и права я сделал еще в марте -
http://niels-walter-b.livejournal.com/15412.html, когда приезжал на четыре месяца, то дальнейшие мои действия были довольно предсказуемыми.
Дальше будет гигантское количество букв, реклама, полезные советы и фотографии, которые могут шокировать психику автолюбителей.
Намыливаясь в Шанхай на долгий срок я планировал купить себе поддельную Farrary или Lomborgini. Если нет, то какую-нибудь смешную китайскую машину. Автопарк Шанхая довольно роскошный. В центре редко встретишь какой-нибудь драндулет, все мерсы, бехи да ауди с поршами. Ближе к окраинам все это разбавляется уже более китайскими поделками, потом идет уже самодел. В свое время немецкий Фольксваген слил в Китай партию неудачных авто - Santana. Не Сатана, но похоже. Почти все такси - это VW Santana. Так же на них ездят крутые пацаны, затонировав стекла до нулевой светопроницаемости. На самом деле, у меня были мысли купить именно такое авто. Ибо мои начальные условия были довольно просты: чтобы машина прослужила мне два года, чтобы была не очень дорогая - вложение денег в автомобиль - это одно из самых глупых, на мой взгляд, занятий, так как он теряет в цене очень и очень быстро. Особенно в Китае.
Один мой китайский коллега предложил мне свою машину и подкинул интересную мысль. Незачем мучатся и пытаться зарегистрировать машину на себя, незачем тратить 70 тысяч юаней (8500 евро!!!) за «родной» Шанхайский номер. Нужно просто оставить регистрацию за владельцем, и быть оформленным как водитель, а не владелец. Тут конечно важно чтобы стороны доверяли друг другу. Чтобы избежать кидалова.
Коллегу я хорошо знал, много раз с ним пил китайскую водку и идея мне показалась интересной и простой. Но вот его предложение мне пришлось не по душе. Имелся совершенно скучнейший серенький Фольцваген Bora (Я прошу прощения у всех владельцев этого замечательного автомобиля.) Да и хотел товарищ за него не мало, аж 75 тысяч юаней. Надо сказать, мой бюджет был ограничен ста тысячами юаней, больше вкладывать я смысла не видел, можно было бы за те же деньги проездить два года на арендованной машине. Ну и за стольник я рассчитывал бы уже на все ту же поддельную феррари.
И вот, о чудо! Другой мой коллега, осевший в Азии немец, сообщил, что один его приятель, тайландец по имени Майкл, владелец какой-то фабрики, продает свою машину. И, в принципе, согласен на хитрую схему, что озвучил мой китайский товарищ.
И, о да! Эта машина была то, что надо.
Её логотип навевает смутные мысли о BMW.
Под капотом, как бы двигатель Mitsubishi. (Кстати, оказывается это действительно 1.6 литровый движок от митсубиши.)
(Вот эта фотография должна шокировать автолюбителей. Я прошу прощения за грязнущий интерьер двигательного отсека. Такой мне машину передали, и мне до сих пор лень все это почистить.)
Ну и конечно же порожки Corolla.
(Тоже грязновато. При получении машины я сразу поехал на мойку и выкинул из машин все оставшиеся вещи, включая коврики и массажные подстилки на сидениях. Новые, как видите не удосужился купить. Вот уже второй месяц. Мне очень очень стыдно.)
А все потому, что это не что иное, как BYD F3 - китайская подделка Тойоты Короллы!
Предложение мне сразу понравилось. Вид золотистого БЮДа, его поддельные деревянные панели, приклеенные металлические порожки от короллы, почти кожаный салон, DVD проигрыватель (нет, вы наверное не поняли: вмонтированный в приборную панель экран, показывающий дивидишки, телепрограммы и неработающее изображение с камеры заднего вида!). Пробег, конечно, меня немного смутил. 82 тысячи км, это многовато для китайской машины. Но, опять же, мое требование было: всего два года службы. Потом я рассчитывал ее просто выкинуть. Лет этому чуду китайского автопрома тоже не мало, почти шесть. Но в остальном, я был очень доволен. А еще, мне очень и очень понравилась цена: 30 кило юаней. Кста, она потом упала до 22х тысяч. Ну! Смешно!!! Конечно я заочно согласился.
Схема оформления, в итоге, оказалась немного иной. К своему стыду, я жестко скитайничал на первом тест драйве. Пытаясь понять, где же обещанная камера заднего вида, я немного въехал задом в фабрику тайландца, куда мы приехали смотреть предмет торга. С одной стороны, таким образом я подтвердил свою решимость заключить сделку, с другой стороны, фабрика почему-то пострадала больше, чем БЮД (но Майкл это пережил с юмором), в третьих, после этого перфоманса, продавец немного усомнился, что хочет оставлять регистрацию на себя.
Тут, кстати, на заднем бампере видны царапины от моего трюка с фабрикой.
Это меня не смутило, и машину решили оформить на моего подшефного китайца, номер сделать в соседней провинции, чтобы не платить бешенные деньги за Шанхайский номерной знак, ну и все.
Тут оказалось, что халява кончилась, и каждый автолюбитель должен регистрировать машину либо по месту жительства, либо по месту прописки. Поскольку живем мы в дорогущем Шанхае, а подшефный из далекой северозападной провинции на границе с Казахстаном, то мы пролетели.
В общем, я вас уже утомил, но может это будет кому-то полезно. В итоге машина зарегистрирована на специально обученную фирму. За символические 100 юаней в месяц они оформляют машину на себя, заботятся о номерах и прочих формальностях. Я так понимаю, они же получают все счета за превышение скорости, неправильную парковку и сбитых пешеходов.
Страховку тоже сделали они, я лишь заплатил 3500 юаня. Таким образом получил страховку на год с правом уничтожить собственности на полмиллиона юаней и задавить не больше двух людей. Что, конечно, сильно ограничивает меня в удовольствии от вождения.
За всю десятилетнюю историю моих водительских приключений до БЮДа у меня было четыре машины, плюс, я много ездил на арендованных машинах, мопедах, автобусах и грузовичках. Разница между БЮДом и моей последней немецкой машиной меня убила. Но я не стал расстраиваться, ибо был готов морально водить китайский автомобиль. Я вспомнил о своей первой машине: Лада 99. Это было адское ведро с новаторским инжекторным двигателем, гниющим корпусом и газящим пластиковым салоном. Так что нет, дорогие мои, китайский БЮД - это шикарнейшая тачка.
По делу: двигатель конечно слабоват для этой двухтонной туши. Но, при грамотном владении коробкой передач и легкой перегазовкой получается неплохая, динамичная езда. По гигантскому мегаполису - самое оно. Рулевое колесо немного сонное, словно где-то стоит гибкая муфта и передает крутящий момент руля с легким опозданием и чуть мягче. Ну это понятно, BYD F3 - это все таки люксовый седан, не предназначенный для гонок. Педаль газа слишком прижата к стенке и педаль тормоза довольно близко к ней. Наверное рассчитано на узкую китайскую ступню. Но привыкнуть можно, через пару часов уже об этом не думаешь. Коробка передач четкая и довольно легкая в переключении.
(Самая прекрасная коробка передач, быстрая, точная и суперлегкая, была у моей замечательной Ford Fiesta, на которой, в свое время я ездил в России. Эту машину убила в хлам некто гражданка Конина, въехавшая в Москве в три припаркованные машины на Крузаке чужого дяди. Сука.)
Подвеска мягкая - я такую не очень люблю. Переключатели, ручки, двери ведут себя прилично, не заедают, приятно щелкают. Капот и багажник жестяные и громыхают при закрытии, но это мелочи. По багажнику летает незафиксированный саббуфер. Бедненький.
А вообще, машина не очень шумная. Хотя мотор слышно тихо, но отчетливо, я от такого уже отвык. Но внешние звуки хорошо изолированы. Есть скрипы и стуки неизвестного происхождения, но они не регулярны, в основном связаны с неровностями дороги.
Торомза… эх. Тормоза, конечно бы, этой машине не помешали. Но этим я займусь, честное слово.
В общем, мой вердикт: я прекрасно понимаю людей из Российского клуба любителей БЮДов. При стоимости сравнимой с дешевыми корейскими моделями и ведровазами (я слышал о 350 000 рублях) БЮД - это крутейшая машина. С совершенно приличным интерьером и экстерьером, с очень приятными ходовыми качествами. Но, если вы ездили на хороших европейских машинах до БЮДа - будьте готовы к легкому культурному шоку. Ну и не хочу обидеть своего БЮДа, но я бы вряд ли купил такую машину в долгосрочное пользование, поэтому, если доведется остаться в Шанхае подольше, то продолжу поиски своей поддельной феррари.