Быть по-настоящему свободным - это означает быть послушным Богу. Схиарх. Иоаким (Парр)
Jul 06, 2013 01:58
Интересная беседа с православным священником отцом Иоакимом (Парром). Схиархимандрит Иоаким Парр (Joachim Parr) - настоятель монастыря преподобной Марии Египетской в Нью-Йорке. Старец родился в США в 1936 году в семье католиков - выходцев из Великобритании, чьи корни восходят к английской королеве Екатерине Парр. В восемнадцать лет принял монашеский постриг в ордене бенедиктинцев. В 1950-х годах, еще до начала деятельности матери Терезы, занимался миссионерским служением среди беднейших слоев населения Калькутты. Затем преподавал в католических духовных школах в Бразилии и США. Под влиянием, в частности, свт. Иоанна Шанхайского перешел в православие. В 1970-х годах в течение восьми лет жил на Святой Горе Афон в Свято-Ильинском скиту. По благословению священноначалия вернулся в США, где занялся в Нью-Йорке организацией работы с бедными. Здесь было положено основание монастырю прп. Марии Египетской, в котором на данный момент подвизается около пятнадцати монахов. В начале 2000-х годов о. Иоаким отвечал за внешние связи Русской Православной Церкви Заграницей. Активно выступал за возвращение РПЦЗ в лоно Московского Патриархата. В 2001 году вместе с монастырем был принят в состав Патриарших приходов в США. В настоящее время помимо дома в Нью-Йорке, в котором долгое время располагался монастырь и сейчас находится его подворье, возглавляемому о. Иоакимом монастырю принадлежит обширный участок земли на севере штата Нью-Йорк, где с 2008 года братия под руководством своего настоятеля и духовного аввы обустроила церковь, келейные и гостиничные корпуса". Перенес рак, операцию на шее, ходит с металлическим имплантом в шее, превозмогая боль. Недавно после перенесенной операции на желудке, осложненной перитонитом, произошел открытый перелом ноги. Привожу фрагменты текста выступления батюшки. Некая неясность текста обусловлена устным переводом речи отца Иоакима и моими возможными неточностями при записи. [Нажмите, чтобы прочитать полностью]
"Святитель Иоанн Златоуст говорит, что Бог принадлежит всем свободным людям, всем свободным существам. Это великое заявление. Но какой смысл оно несет? Господь Бог принадлежит всем свободным существам. Мы говорили ранее: быть свободным, быть по-настоящему свободным - это означает быть послушным Богу. Если ты не послушен Богу, ты идешь против того, кем ты являешься. Для того, чтобы быть свободным, ты должен освободиться от себя и способ освободиться от себя - это быть послушным Богу. Святые отцы говорили о любви Божей. И то заявление, которое является трудным для нашего понимания. В связи с грехом, в связи с потемнением от этого греха, нам очень трудно понимать любовь. Любовь без разграничений - это любовь. Но любовь с разграничениями "я люблю тебя, но люблю другого", "я люблю твои качества, а не качества другого человека" - это не любовь. Любовь не должна квалифицировать, любовь - всеобъемлющая.
"Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине; все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит. Любовь никогда не перестает, хотя и пророчества прекратятся, и языки умолкнут, и знание упразднится". Апостола Павла 1-е послание к коринфянам, 13:4-8.
Если родитель, отец например, говорит своему чаду: "Ты плохо себя вел, поэтому я не люблю тебя", то отец не любил своего ребенка никогда, он любил только себя. Ты любишь своего ребенка не важно от того, что он совершил, потому что ты понимаешь, что если ребенок делает что-либо нехорошее, это приносит вред ребенку, а не тебе. Ваша любовь должна быть постоянной, она не меняется... Не важно что ты делаешь: любовь или не любовь, грех или послушание, любовь Божия при этом постоянна, она не меняется. Тогда появляется вопрос: тогда почему нам просто не грешить, Господь Бог нас же любит тем не менее? Это потому, что грех разрушает вас, он не уничтожает Бога. У вас может быть совершенно здоровое тело, если я чувствую себя хорошо, я в хорошей физической форме, почему я не могу совершать те вещи, которые являются опасными для меня, у меня же завтра будет все в порядке? Но, конечно же, мы знаем, что это неправда. Если ты повредишь себя сегодня, то ты будешь страдать завтра. Мы это не видим во грехе, так как грех прикрыт обманчивой кожей удовольствий. В противном случае мы бы не грешили. Нам кажется, что мы всегда получаем от греха нечто хорошее. И поэтому наше желание к самоугождению или удовольствию и наше желание к различению, чтобы чувствовать себя прекрасно оно перечерчивает все остальное. Это примерно то же самое, когда мы иногда концентрируемся на ком-либо или чем-либо и мы начинаем от этого сходить с ума и становимся одержимыми. Что бы не делали, мы думаем о том, что возжелали и начинаем терять рассудок. Потому что, вот это сильное влечение гораздо мощнее чего-нибудь другого. Поэтому нам становится не важно уничтожаем ли мы себя, наносим ли себе ущерб, причиняем ли мы боль людям, которых любим или наносим вред кому-нибудь другим. Для нас является главным получить то, что мы возжелали. И начинаем при этом терять свою жизнь. Мы христиане. Мне нравится вот это определение: христианин - это тот, кто следует. Не тот, который ведет, не тот, который для себя решает, а тот, который следует. А за Кем он следует? За Иисусом Христом. За Кем следует Иисус Христос? За Отцом. Если вы не следуете, вы не христианин (Иоанн, 21:19-22; Матфей, 8:22; Марк, 10:21). А если вы следуете и послушны, вы - свободны. Свободны от чего? Не от чего, а от кого? Вы свободны от себя. И в вашей жизни единственная личность, которая повреждает Вас, единственная личность, приносящая Вам боль, единственная личность, которая забирает то, что Вам принадлежит - это Вы. Вашими неправильными выборами, вашими желаниями все время угождать себе. Вспоминаются замечательные слова Свят. Иоанна Златоуста "Итак, если ни лишение богатства, ни клеветы и злословия, ни изгнание, ни болезни и страдания, ни самая смерть, которая кажется всего страшнее, не причиняют вреда испытывающим это, но еще приносят пользу, то от чего, укажи мне, может кто-нибудь потерпеть вред, когда от этого он не терпит никакого вреда?.. Так везде тому, кто сам себе не хочет сделать вреда, никто другой не может повредить; и напротив, кто не хочет бодрствовать и исполнять должное с своей стороны, тому никогда никто не доставит пользы. Поэтому и дивная история Писаний, как бы на какой высокой, великой и широкой картине, описывает для тебя жизнь древних, продолжая повествование от Адама до пришествия Христова, и представляет тебе как падавших, так и увенчанных, дабы всячески вразумить тебя, что тому, кто сам себе не делает вреда, никто другой повредить не может, хотя бы вся вселенная подняла против него жестокую войну. Ни затруднительность обстоятельств, ни перемены времени, ни угнетения сильных, ни тучи злоумышлений, ни множество несчастий, ни совокупность всех человеческих бедствий не может нимало поколебать мужественного, внимательного и бдительного человека; напротив, нерадивого, беспечного, не заботящегося о самом себе ничто не сделает лучшим, хотя бы употреблены были тысячи пособий". "Слово о том, что кто сам себе не вредит, тому никто вредить не может". Этот недостаток свободы всегда предотвращал от того, в чем мы нуждаемся. Христианин это тот, который подражает жизни Христу. Мы говорим о мире, который лежит сейчас в беспорядке. Что происходит среди тех людей, которые называют себя христианами, которые имеют проблемы с наркотиками, у которых происходят насилия в семьях, которые отказываются от Бога, люди, живущие во грехе, семьи или страны, которые развязывают войны, убивая других людей, называют друг друга христианами. Почему? Потому что мы не следуем за Христом. Мы следуем этому импульсивному желанию, когда мы ставим идеи, вещи и людей выше Бога. И мы проигрываем. Христианин всегда живет в единении со всем тем, что без греха, со всем, что связано с Богом. Христианин способен жить посреди искушений, он удаляется от искушений благодаря тому, что следует не за собой, а за Христом. Он следует воле Отца, а не своей собственной воле. Если вы последуете за Христом, то вы не будете потерянными. Если вы будете подчиняться Богу, вы не будете совершать грех. Если вы будете потерянными и не будете совершать грех, вы способны будете любить кого-то кроме себя самого. Свят. Иоанн Златоуст говорит о том, что христианин в связи с тем, что он следует за Иисусом Христом, способен контролировать страсти, атакующие его жизнь, и он внимательно следит за своими чувствами. Он очень внимательно следит на что он смотрит, что ест, что слушает, о чем думает, потому что он не хочет утерять сокровище, которое имеет... Христианин сохраняет свое тело в целомудрии. Он никогда не сдается плотским желаниям своего тела. Он позволяет своей душе, он позволяет своей любви к Богу, он позволяет своему смирению Богу контролировать желания своего тела, вместо того, чтобы желания своего тела контролировали его. Он содержит свою речь закрытой и чистой, вместо проклятий, сплетен и осуждений, вместо нецензурной брани против своего ближнего. Потому что речь предназначена для прославления Бога. Не проклинать брата своего, не для того, чтобы вовлекать людей в грех. Христианин удерживает свой рассудок просвещенным светом правды, потому что изучает Св.Писание. Он позволяет Святому Духу просветить свой разум и любовь к страстям потемнеет. "Царю небесный, Утешителю, Душе истины, Иже везде сый и вся исполняяй, Сокровище благих и жизни подателю, приди и вселися в ны, и очисти ны от всякия скверны, и спаси, Блаже, души наша". Христианин всегда ищет то. что выше падшей природы. Христианин всегда ищет состояния до Адамова падения. Христианин никогда не говорит, что "я это сделал, потому что я человек и не мог от этого отказаться". Быть человеком это означает не делать греха. Быть человеком означает быть святым. Когда мы совершаем грех, мы теряем свою человечность. Господь Бог свят. И для того, чтобы быть во взаимоотношениях с Богом, мы должны стать святыми. И любя Бога, и любя ближнего, а не себя, будучи послушным Богу, следуя за Крестом, а не за собою, следуя за Христом, а не за миром делает нас свободными, делает нас святыми и мы становимся человеками". (Мелким курсивом вставки - nidarat)