Человек от природы получил познание добра. Свят. Иоанн Златоуст

Apr 04, 2012 21:14

И вчера я сказал: благословен Бог, и сегодня скажу опять это же самое. Хотя бедствия и прошли, но да не проходит памятование о бедствиях, не для того, чтобы нам скорбеть, но чтобы благодарить. Если останется памятование о бедствиях, то никогда не станут и самые бедствия. И к чему будут бедствия, когда и памятование о них умудряет нас?
...Помяни, говорит (премудрый), время глада во время сытости (Сирах. XVIII, 25). Будем же и мы помнить время искушения в день спокойствия; да и с грехами сделаем то же самое. Если ты согрешишь и Бог простит тебе грехи: прими прощение и поблагодари (Бога), но о грехе не забывай - не для того, чтобы тебе мучить себя мыслию (о грехе), но чтобы научить душу не предаваться легкомысленной веселости и не впадать в те же грехи.

И смотря на природу, удивляйся своему Господу. Если же что-либо из видимого превышает тебя и не можешь ты найти цели, прославь Создателя и за то, что мудрость создания превосходит твое разумение. Не говори: для чего это? К чему это? Всякая вещь полезна, хотя мы и не знаем цели... Не все оставил Он сокровенным, чтобы ты не сказал, будто существующее оставлено без Промысла; не все сделал тебе известным, чтобы великое знание не надмило тебя гордостью. Так и первого человека злой демон низверг обещанием большего знания, а лишил того, какое у него было. Поэтому и Премудрый советует так: чрез меру трудного для тебя не ищи, и, что свыше сил твоих, того не испытывай. Что заповедано тебе, о том и размышляй (Сир. III, 21-22); потому что большая часть дел Божиих сокровенна. И далее: тебе открыто много из человеческого знания (ст. 23). А это сказал он в утешение тому, кто скорбит и сетует, что не все он знает; и то, говорит, что дано тебе знать, гораздо выше твоего разума; и это узнал ты не сам собою, а наученный от Бога. Будь же доволен данным богатством, и не ищи большего, по благодари за то, что получил; не ропщи из-за того, чего не получил; прославляй (Бога) за то, что знаешь, и не соблазняйся из-за того, чего не знаешь. То и другое Бог устроил на пользу; одно открыл, а другое скрыл - для твоего спасения...
...Бог, вначале созидая человека, даровал ему естественный закон. Что такое естественный закон? Бог впечатлел в нас совесть, и познание добра и зла сделал врожденным. Нам не нужно учиться, что блуд есть зло, а целомудрие - добро; мы знаем это от начала. И для удостоверения, что мы знаем это от начала, Законодатель давая впоследствии законы, и сказав: не убивай (Исх. 20, 13), не прибавил, что убийство есть зло, а сказал просто: не убивай; Он только запретил грех, а не учил о нем. Почему же, сказав: не убивай, Он не прибавил, что убийство есть зло? Потому что совесть предварительно научила нас этому, и Он говорит об этом как уже с знающими и разумеющими. Но когда говорит о другой заповеди, не открытой нам совестью, тогда не только запрещает, но и прилагает и причину. Так, полагая закон о субботе, и говоря: в день седьмой (...) не делай (...) никакого дела, Он присовокупил и причину покоя. Какую? Почил в день седьмой Бог от всех дел Своих, который делал (Исх. 20, 10-11; Быт. 2, 2); и еще: ты был рабом в Египте (Второз. 24, 18). Почему же, скажи мне, к заповеди о субботе он присовокупил и причину, а касательно убийства не сделал ничего такого? Потому, что та не из первоначальных и не открыта нам совестью, но есть заповедь частная и временная - поэтому она и отменена впоследствии, - а заповеди необходимые и составляющие основание нашей жизни суть: не убивай, не кради, не прелюбодействуй. Поэтому он не прилагает к ним причины и не вводит учения, но довольствуется простым запрещением.

...человек (по природе) знает то и другое (добро и зло). Человек знает, что грех есть зло, - это показал Адам; а что он знает также, что добродетель есть добро, это опять показал Авель. Он принес свою жертву не по чьему-либо наставлению, и не по внушению закона, который говорил бы тогда о начатках, но наученный сам собою и совестью. ...Когда еще не было ни письмен, ни закона, ни пророков, ни судей, но один Адам с детьми, - для того, чтобы ты узнал, что познание добра и зла первоначально вложено в природу человека. Откуда бы иначе узнал Авель, что доброе дело - приносить жертву, доброе дело - почитать Бога и благодарить за все? Что же, скажешь, Каин разве не принес жертвы? Принес и он: но не так (как Авель). И отсюда опять открывается познание, внушаемое совестью: Каин, когда по зависти вознамерился убить почтенного (Богом) брата, скрывает это коварное намерение, и что говорит? Пойдем на поле (Быт. IV, 8). С виду одно - личина дружелюбия; а в мысли другое - намерение братоубийства. Если бы Каин не знал, что это намерение - злое: для чего бы стал скрывать его? И по совершении убийства, когда Бог спрашивал его: где есть Авель, брат твой? - он опять говорит: не знаю; разве я сторож брату моему (Быт. IV, 9)? Почему же он не признается? Не ясно ли, что он сильно осуждает сам себя? Как отец его скрылся, так и он не признается; а после обличения сам же говорит: наказание мое больше, нежели снести можно (ст. 13).
...Апостол Павел, желая показать, что они (язычники) имели врожденный закон и хорошо знали что должно делать, сказал вот что: ибо когда язычники, не имеющие закона, по природе законное делают, то, не имея закона, они сами себе закон: они показывают, что дело закона у них написано в сердцах (Римл. II, 14, 16).

...непрерывное наставление внимательным полезно и спасительно, а нерадивым вредно и опасно.
из "Бесед во дни Великого Поста", беседа 12.
(сокращения (...) и выделения жирным - nidarat)

помятование о грехах, Иоанн Златоуст, врожденное познание о добре и зле

Previous post Next post
Up