Это слова нашего донецкого священника. Так может написать только человек, проживший 5 лет в Донецке и сумевший рассмотреть духовное значение затянувшейся войны с её ужасами, лишениями, сверхнапряжением всех, кто здесь находится: от передовой до научной лаборатории.
Донбасс как жертвоприношение
Донбасс лишен жизни, той жизни с избытком, когда есть право на самосознание, собственный выбор - субъектность. Единственное право Донбасса - наблюдать со стороны, как другие решают твою судьбу, преломляют тебя как жертву. Очевидно, что сама жертва выбирала другой путь. Неосознанная жертвенность отличает животное от человека, умирающие народы от народов исторических. И все же в неосознанной жертвенности скорее сила Донбасса, чем его слабость. Даже осуществляя чужой выбор с понимающим смирением, Донбасс возвращает утраченную субъектность и подлинную свободу. [Читать далее:]Смирение в данном случае понимается не как пассивное приятие реальности, но как осознанная готовность к любым итогам противостояния. Для этого необходима особая оптика, мужество видеть мир в расширенной перспективе. Матросов принес себя в жертву не ради Сталина или Гитлера. У него была Родина. Христос отдал Себя не диаволу и не Своим распинателям. Он смотрел дальше. Бог спасал космос. «Как мелки с жизнью наши споры, Как крупно то, что против нас». Можно только пожалеть человека, чей опыт не простирается дальше утверждения, что Третья мировая война - война олигархов и денег. Скажи мне, в чем ты видишь причины происходящего, и я скажу, кто ты. Помимо нефти и газа, существуют проблемы нового мирового порядка, возрождения фашизма под видом современных элит, приближения антихристианского века, наконец. Оруэлл писал не о Советском Союзе. Жить в таком дивном новом мире можно только, если, в самом деле, превратиться в бессознательную жертву. Точнее, все в этом мире являются жертвой. Разница в осознанности и целях. У человека и у целого народа есть право быть животным - променять блокадный Ленинград на немецкое пиво или само-стоятельность Отчизны на кружевное белье. Благородный человек или народ существуют ради большего. Осознанное жертвоприношение - акт несимметричного обмена. Тому, кто гибнет всерьез, не дано увидеть результатов. Жертвующий теряет в пустоте, не приобретая взамен никаких прав. Так Господь восходит на крест не ради суда над распинателями, но ради их спасения. На Голгофе Он ничего и никого не приобретает лично для Себя. Так многие блокадники не дождались 9 мая. В «Словаре символов» Жан Шевалье пишет: «Изначально символ всегда представлял собой предмет, разделенный на две части… Два человека хранили каждый одну из двух частей: хозяин и гость, одолживший деньги и должник, два паломника, двое любящих, которые разлучались на долгое время… При новой встрече они объединяли две части символа в одно целое, вновь подтверждая таким образом свою любовь, дружбу, узы гостеприимства или долга чести. Для древних греков символ всегда был знаком узнавания, благодаря ему родители могли узнать своих детей, с которыми были разлучены… Символ разлучает и вновь объединяет. Он содержит в себе одновременно две идеи: разлуки и новой встречи. Он напоминает о единстве, которое было потеряно и которое вновь может быть возобновлено». Донбасс и есть жертвенный символ, преломляемый с двух сторон. Боль и надежда всего мирного и всемирного в этом мире. «Донбасс» - понятие не географическое, не историческое, но духовное. Донбасс шире территории, окруженной блокпостами. Понятие, объединяющее тех, кто не готов смириться с новым мировым порядком. Пароль. Наша сила совершается в немощи. Лишенный субъектности, но всерьез сопротивляющийся этому народ может подняться до жертвы Богу, ничего не ожидая, ничего не требуя, никого не обвиняя. Кстати, древние считали, что в жертву Богу приносится лучшее.