Взято у
kirk_bvДля тех, кто говорит такими штампами: "главное быть хорошим человеком", "мне Церковь не нужна, я в душе верую", "Христос не создавал Церковь" (см. Мф. 16:18)
Быть христианином - значит принадлежать к Церкви, ибо христианство есть именно Церковь, и вне Церкви христианской жизни нет и быть не может.
Христианство и Церковь не совпадают друг с другом только тогда, когда под христианством мы будем понимать сумму каких-то теоретических положений, ни к чему никого не обязывающих. Но такое понимание христианства можно назвать бесовским. Христианами тогда следует признать и бесов, которые тоже веруют и от этого только трепещут (см. Иак. 2,19). Знать систему христианской догматики, соглашаться с догматами - неужели значит это быть истинным христианином? Раб, знающий волю господина своего и не исполняющий её, биен будет много и, конечно, справедливо (см. Лк. 12,47).
Слово "Церковь" уже в Новом Завете встречается 110 раз. Слова же "христианство", как и многих других слов на "-ство", Новый Завет не знает... Уверовать во Христа, сделаться христианином - значило присоединиться к Церкви.
Чтобы быть хорошим человеком, для этого вовсе недостаточно лишь знать, что хорошо и что плохо. Ведь разве мы сомневаемся в том, что грешить дурно? Почему же мы грешим, зная хорошо, что это дурно? Потому что одно дело знать, а другое дело жить. Кто наблюдает за движениями души своей, тот хорошо знает, как грехи и страсти борются с разумом и как часто они его побеждают. Разум гнется под напором страстей; грех, как бы какой туман, закрывает от нас солнце истины, связывает все добрые силы нашей души. Сознающая силу греха душа всегда готова сказать вместе с царём Манассией: "Связана я многими узами железными, так что не могу поднять головы"... Эти силы даны прежде всего тем, что в воплощении Сына Божия человечество теснейшим образом соединилось с Богом. В Церкви и продолжается всегда и неизменно единение человека с Христом... В чем же это единение? Христос говорил: Я - хлеб живый, сшедший с небес: ядущий хлеб сей будет жить вовек; хлеб же, который Я дам, есть Плоть Моя, которую Я отдам за жизнь мира. Истинно, истинно говорю вам: если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день... Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь пребывает во Мне (Ин. 6, 51, 53-54, 56). Таинство Причащения - вот где единение со Христом и, следовательно, источник духовной жизни. Таинство Причащения соединяет людей с Богом и тем самым объединяет и друг с другом.
Священномученник Иларион (Троицкий)
архиепископ Верейский (+1929)