Персидская нефтяная концессия III

Dec 06, 2015 22:11



с этой нефтяной вышки началась British Petroleum

Итак, нефть в Персии была найдена в мае 1908 года. Найденное следовало как-то "оприходовать", хозяйство необходимо было "упорядочить", как выражались в промежутке между минувшими днями и недавним прошлым коммунисты: "учёт и контроль прежде всего!" и "экономика должна быть экономной!" Не знаю, выбрасывали ли носившие в те годы цилиндры капиталисты подобные лозунги, но уже 14 апреля 1909 года д'Арси и "Бирманская нефть" создали дочернюю компанию под названием Anglo-Persian Oil Company или APOC. Эта аббревиатура по какой-то загадочной причине выдернула из глубин моей памяти новеллу Стефана Цвейга, но поскольку мы сейчас не о высоком, а о вещах приземлённых, то вернёмся к нефти.

Сердцу человеческому мила удача, это приводит к тому, что нам становится мил и человек, которому удача улыбнулась. Что такое "Бирманская нефть" в Англии мало кто знал, но вот то, что финансист и золотодобытчик д'Арси поймал удачу за чуб, мгновенно разнеслось по городам и весям не иначе посредством телепатии, о которой люди деловые знают не понаслышке. Выброшенные на рынок акции вроде бы никому не известной компании под ещё менее известным названием APOC были раскуплены менее, чем за 30 минут.

"Бирманская нефть", долю в которой д'Арси получил авансом от поверившего в его звезду государства (стоимость полученных д'Арси акций составляла 895 тыс. фунтов, почти миллион, сумма по тем времена колоссальная), придержала у себя контрольный пакет акций, а сам д'Арси возглавил совет директоров новой компании, которая со временем новой быть перестала и после того, как д'Арси в знаменитом 1917-м спел свою песнь смерти, выдержала траур и была в 1935 году переименована в Anglo-Iranian Oil Company, а в 1954 в British Petroleum, а в сравнительно недавнем 2001 спряталась она за аббревиатурой всего лишь двухбуквенной - BP. "В" и "Р". Скромно и со вкусом. Зелёненько так.

Ну, а тогда все ещё были живы, и компания BP прозывалась своим крёстным именем APOC, и начала она в 1911 году тянуть нитку нефтепровода от открытого удачливым Рейнолдсом месторождения к персидскому острову Абадан, над которым тоже плывут облака, а в 1912 году компания начала строить на Абадане нефтеперегонный завод, и не остановилась до тех пор, пока не выстроила там целый комплекс, ставший на следующие пятьдесят лет самым большим нефтеперерабатывающим комплексом в мире. Но это будет позже, а в 1913 году первый выстроенный APOC нефтеперегонный абаданский завод выдал первую продукцию. Первый первач.

Всё это было очень хорошо, но к концу 1912 года APOC исчерпала капитал, она истово бурила, строила, нанимала, увольняла и в результате этой бурной деятельности у неё на счету не осталось ни гроша. Это же 1912, а не 2012, в котором бы, заслыша слово "нефть" со всех сторон набежали бы людишки с деньжишками и закричали бы: "На, на, на!" А тогда те, кто пожелал к чужой удаче присоседиться, уже пробежали и то, что могли, они уже отдали. И теперь, отдав, они ждали возврата, а возврата - не было.

Как вы думаете, что понадобилось, чтобы вернулся капитал, чтобы вернулся возврат, и вернулся не просто, а с процентиками, заставившими малых сих, прозываемых акционерами, возрадовавшись, запеть и заплясать?

Я знаю, что вы мне не поверите, но понадобилась для этого не "невидимая рука рынка", а вполне себе видимая и тяжёлая рука государства.

Вот мы с вами удостоились чести познакомиться с двумя людьми - адмиралом Фишером и золотокопателем д'Арси. Оба были людьми по меньшей мере незаурядными, сегодня они незаслуженно забыты (и забыты потому, что кто-то посчитал, что так оно лучше будет, и что помнить нам следует тех, кого в жвалы нашего мозга услужливо подсовывают в качестве "первого блюда" и тут главное - с порцией не ошибиться, побольше надо, пообильнее, так, чтобы назад полезло, а то, чего доброго, мы и второе захотим, а там и десертик, там и компотик, там и шоколад, мороженное, фруктики, ананасы - а где их взять? Жуйте Черчилля и радуйтесь, а то ишь, лезет тут каждый разбираться свиньёй в апельсинах), а между тем оба фигуранта были знакомы лично.

Познакомились они на водах в Богемии, в Мариенбаде, где свела их сама Судьба. Были они людьми немолодыми, жизнью и страстями траченными, здоровьишко у обоих пошаливало, вот и поехали они его поправить. Оказавшись рядом, покряхтели, пожаловались друг другу на болячки, слово за словом разговорились и обнаружили они каждый в другом того, кого им недоставало. "I'm the One You're Looking For!" Один стремился перестроить не больше и не меньше, как флот Империи, переведя его с угля на нефть, а другой эту самую нефть искал с целью втюхать кому угодно и в количествах как можно больших. Объяснившись, они достигли состояния просветления и посмотрели друг на друга влюблёнными глазами. Был ли тому причиной встреченный единомышленник или целебные воды Мариенбада, но Фишер, вернувшись в Лондон новеньким, как только что отчеканенный соверен, затеял, как сейчас бы сказали - "PR кампанию", возгласив зычным адмиральским голосом - "Wake up, England!" Но добрый английский народ его не услышал, а поневоле услышавшее Фишера Адмиралтейство, где его держали за чокнутого, поморщившись, попыталось не так умилостивить, как угомонить упрямца присвоением ему звания адмирала флота. Треуголка, звёзды, лампасы, кортик, атласная подушечка, белые перчатки и всё такое. "На, подавись!"

"For God's sake just shut up!"

(В британском Адмиралтействе в предшествовавшие Первой Мировой годы между ратовавшими за переход на нефть прогрессистами, которых было ничтожное меньшинство и угольными ретроградами, которых было подавляющее большинство, с ничуть не меньшим накалом шла та же борьба, что и разразившаяся тридцатью годами позже уже в США эпическая битва между сторонниками и противниками авианосцев.)

Но время шло и работало оно на правильных пацанов. И даже самым тупым всё более очевидным становилось то, что было им неочевидно ещё вчера. А уж когда на узкой проблеме было вынуждено, отвлёкшись от других важных дел, сосредоточиться само государство, то тут уж все забегали как ошпаренные. Не успели Фишера уйти в отставку по возрасту, как он был вновь призван на государеву службу, и призван в славе и силе. Были срочно разработаны три пошаговые программы по переводу флота на нефть, на каждую отпускался - год. Программа 1912 года, программа 1913 года и программа 1914-го.

Нефть из чего-то подручного и в жизни государства вовсе не обязательного превратилась в "приоритет". Значение флота для Британской Империи никому не нужно объяснять, тем более флота военно-морского. А потому с деньгами государство не считалось, главным был выигрыш во времени. Деньги нажить можно, время - нет.

Деньги уходят, но деньги и приходят, а вот время только утекает и поделать с этим человек не может ни черта.

Вернёмся к испытывающей затруднения с финансированием Англо-Персидской Нефтяной Компании. Все предшествующие Первой Мировой Войне годы она создавалась будто самим Провидением, как бы в параллельном мире, в параллельной реальности, откуда её можно было достать, всего лишь протянув в Зазеркалье руку. Рука эта, правда, должна была сжимать мешок с золотом, но что такое золото?Найдите своего д'Арси и он найдёт вам золото. Найдите своего д'Арси, и он найдёт вам нефть.

В 1905 году умные головы в правительстве спасли несущую золотые яички курочку в лице д'Арси и его "персидскую концессию" посредством "Бирманской нефти". В 1914 году все ощущали палящее дыхание войны и на поиски другой декорации времени не оставалось, а потому государство отбросило маскировку и вышло наружу.

20 мая 1914 года (до начала Первой Мировой оставалось девять недель, 9х7 дней) правительство Его Величества и компания APOC подписали соглашение, которое 14 июня 1914 года было первым лордом Адмиралтейства Черчиллем представлено в Парламент и одобрено 254 голосами против 18. Согласно подписанному и одобренному законодательной властью документу британское правительство вкладывало в APOC 2.2 млн. фунтов стерлингов, получая взамен 51% акций бывшей до этого "частной" компании, что означало фактическую национализацию. Кроме этого правительство вводило в состав совета директоров APOC двух представителей с правом "вето" на любое решение компании и в качестве приятного для остальных 49% "инвесторов" довеска Адмиралтейство давало гарантии по закупке у APOC нефти для Королевских ВМС на следующие 20 лет.

Запомните эту дату - 14 июня 1914 года. В этот день нефть стала Нефтью. Смысл слова "нефть" получил новое наполнение, 14 июня 1914 года нефть ушла с уровня "денег" и поднялась на уровень стратегического ресурса государства, она превратилась в инструмент национальной политики. Политики самого могущественного на тот момент государства планеты Земля.

До убийства в Сараево Фердинанда-то нашего оставалось ровно две недели.

Институт изучения проблем Ближнего Востока

история Ближнего Востока

Previous post Next post
Up