Аргентинский скульптор Степан Эрьзя

Aug 29, 2024 09:55

Одна из главных культурных достопримечательностей Саранска - Мордовский музей изобразительных искусств имени Степана Эрьзи, скульптора родом из тех краев (настоящая фамилия - Нефедов). Соответственно, самая интересная часть этого музея - зал с работами самого Эрьзи, от ранних до поздних. Любопытно, что в плане жизненного и творческого пути он во многом похож на С. Коненкова. Оба были такими себе самородками из народа, поначалу ваяли в стиле модерн, в 20-е годы оба оказались за границей, Коненков - в Штатах, Эрьзя - неожиданно в Аргентине, где и прожили много лет, вернувшись в СССР уже после войны. Но если в случае Коненкова все более-менее ясно, то вот насчет Эрьзи хотелось бы разъяснить: чем он на самом деле занимался в Аргентине и как получилось, что он вернулся в СССР в 1950-м году (в 1950-м, Карл!), причем не просто так, а получил возможность привезти с собой и многочисленные скульптуры, и даже, судя по всему, изрядный запас южноамериканского дерева кебрачо, из которого он продолжал ваять в Советском Союзе. За какие такие заслуги ему была оказана такая честь? Еще один вопрос - в самом ли деле в его работах аргентинского периода ощущаются отзвуки пресловутого латиноамериканского "магического реализма" или это мне только кажется? (Впрочем, само это понятие настолько расплывчатое, что его можно трактовать очень широко). И, наконец, интересно, считают ли аргентинцы Эрьзю своим художником, выставлены ли где-нибудь в Аргентине его работы, вообще помнят ли там о нем?
Сам я почему-то никаких его скульптур в Саранске не снял, приведенные снимки нескольких его работ аргентинского периода стащены из Википедии.








искусство, музей, модерн, Путешествия

Previous post Next post
Up