Когда мы с семьей в конце 1980-х ездили на машине по Сибири, нам так и не довелось добраться до Иркутска. Это упущение мне удалось восполнить только сейчас, треть века спустя. Надо сказать, что на фоне хорошо известного мне Красноярска Иркутск несколько меркнет. Хотя в течение долгого времени он был столицей Сибири, в то время как Красноярск оставался ничтожным мелким городишкой, сейчас Иркутск уступает Красноярску и численностью населения, и статусом, и благоустройством, и если Красноярск - по крайней мере в центре - выглядит вполне столичным городом с многочисленными хипстерскими кафе, фонтанами, пальмами (кроме шуток!) и порой встречающимися уголками, где можно призадуматься - ты находишься в глубине Сибири или где-нибудь в Берлине? - то Иркутск остается еще очень провинциальным. Городские власти явно бросили его на произвол судьбы: это пыльный, запущенный город, в котором куски современной застройки соседствуют с самой забубенной разрухой, и что самое главное, в отличие от Красноярска, вокруг которого поднимаются поросшие тайгой горы, здесь нет ничего специфически сибирского. Ходя по его улицам, порой ловишь себя на мысли, что не очень понимаешь, где находишься - то ли в Иркутске, то ли в Тамбове, то ли Архангельске, то ли в любом другом из запущенных провинциальных российских городов. И даже могучая Ангара не спасает положения. И все же город интересный. Его былой столичный статус все же дает о себе знать: иные из его центральных улиц (например, ул. Маркса), если привести их в порядок, были бы не ниже классом, чем многие европейские.
Символ Иркутска - БАБР. Изначально он был, кажется, тигром, но поскольку до Петербурга, где утверждалась геральдика российских городов, далеко, по дороге он превратился в этого неизвестного науке зверя, да еще сжимающего в пасти не то соболя, не то куницу. На заднем плане - "Иркутская слобода", пешеходная зона, в которую стащили то ли отреставрированные, то ли новодельные деревянные домики, устроив в них кафе-рестораны, всяческую торговлю и пр.
А сбоку стоит роскошная и обильно изукрашенная Крестовоздвиженская церковь, стиль которой я бы определил как "бурят-монгольское барокко". Своим декором и архитектурой она живо напоминает азиатские пагоды, что отмечают все комментаторы.
Троицкая церковь, тоже имеющая что-то от пагоды.
Еще одна иркутская церковь - Спасская. Обращают на себя внимание наличники совершенно фантазийной формы.
А напротив - католический костел Успения Богородицы. Стоит он на улице Сухэ-Батора, что еще покруче, чем готический храм на Кипре, переделанный в мечеть:)
Пруф.
Образец деревянной застройки. Подобных домов, пусть и не таких нарядных, в городе сохранилось много, но все они, как водится, сильно обветшавшие и мало пригодные для жилья, а то и вовсе стоят откровенными руинами.
А это Иркутск фешенебельный. Пешеходная улица Урицкого.
Многих домов на улице Маркса, как этого, в котором находится отдел природы Краеведческого музея, не постыдились бы и в Европе.
Это - исторический отдел Краеведческого музея. Над окнами идет пояс с именами известных исследователей Сибири: Паллас, Миллер, Крашенинников и прочие. На боковой стене там числится и Колчак, в этом же городе и расстрелянный.
Еще одно роскошное здание - театр имени Охлопкова.
Красивый, но запущенный особняк - дом Файнберга. Кстати, в нем родился известный советский кинорежиссер Михаил Ромм.
Огромная роскошная сталинка - управление Восточно-Сибирской железной дороги.
Еще одна могучая сталинка - "Востсибуголь", но за забором по причине ремонта.
И, наконец, главная достопримечательность Иркутска - Ангара. Уж на что Енисей в Красноярске могучая река, но Ангара в Иркутске если не шире, то явно мощнее и быстроходнее. Вода в ней несется как курьерский поезд. На фото - Глазковский мост через Ангару. На том берегу железнодорожный вокзал.