Странным образом почти одновременно (в 1966 и 1967 гг.) советский кинематограф разразился двумя фильмами о роботах-андроидах, внешне представляющих собой полное подобие их создателя. Для того, чтобы понять, почему так произошло, вероятно, нужно лучше знать контекст того времени. Может быть, это были какие-то отголоски пресловутого "спора физиков и лириков"?
Так или иначе, первый из них, "Формула радуги", снятый неожиданно Г. Юнгвальд-Хилькевичем - чистая сатира про этакого советского Франкенштейна: научный работник соорудил человекоподобного робота, чтобы тот вместо него ходил на общественные мероприятия, ну, а робот, проявив чрезмерную самостоятельность, навел в городе шухеру. Считается, что именно из-за остроты сатиры фильм не был выпущен на экран, хотя сдается мне, что дело вовсе не в этом, а в том, что фильм это невозможно убог и глуп, и его художественный уровень не выдерживает никакой критики.
"Его звали Роберт" - фильм намного более классный, и в главных ролях в нем снимались такие звезды, как Олег Стриженов и Марианна Вертинская. Впрочем, сюжет там тоже достаточно кондовый, а юмор весьма непритязательный. И вообще, чувствуется, что тему о столкновении машины со сложным и алогичным миром человеческих чувств и эмоций взялись раскрывать именно лирики, причем не самого высокого пошиба, отягощенные грузом своих "лирических" банальностей и общих мест. Туда бы Лема на роль сценариста - тот ведь много писал о взаимоотношениях роботов и людей, причем если не намного более убедительно, то хотя бы намного более интересно. Впрочем, Марианна Вертинская здесь очень хороша - стильная женщина 60-х, прямо картинка. И виды Питера и Кавказа (Чегет с Эльбрусом на заднем плане) неплохи. И Марсель Марсо в эпизоде играет самого себя - а то где еще его увидишь?
Параллелей этим двум фильмам добавляет то, что в обоих присутствует эпизодическая роль пьющего человека "из народа", который пытается напоить и робота - только в "Формуле радуги" его играет Крамаров, а в "Роберте" - Пуговкин.