Лувр в Абу-Даби - потрясающее здание. Чистый архитектурный кайф. Лучшее, что есть сегодня в Абу-Даби. Филиал Лувра открыли совсем недавно - в ноябре 2017. В специально спроектированном и построенном для этого здании.
Если кратко: архитектура - потрясающая, экспозиция спорная.
Лувр Абу-Даби - по сути это франшиза Парижского Лувра, купленная на 30 лет за миллиард евро. В течение этого времени они могут использовать название Лувр, и экспонировать у себя часть экспонатов Парижского Лувра, музея Орсе и центра Помпиду.
Честно, экспозиция слабая, и при слове "Лувр" ожидаешь большего. И идти в этот музей только ради искусства глупо. Несколько крупных якорных работ: "Спаситель мира" Да Винчи, "Бонапарт на перевале Сен-Бернар". И классический набор пионера-любителя искусства с 1850хх годов по наше время: по одной работе Пикассо, Вангога, Миро, Поллока, Баскии, и остальных имён первого ряда. Так-же чувствуется очень сильное желание втиснуть локальную арабскую культуру в один ряд с мировой. А вот здание Лувра Абу-Даби - восторг. Построено по проекту Жана Нувеля, и само по себе является достопримечательностью сильно больше, чем экспозиция. И именно ради здания нужно ехать в этот музей.
01. Здание стоит в воде у берега искусственного острова. По плану на этом-же острове должен появиться филиал музея Гугенхайма.
02. Белые блоки - помещения музея, отсылающее к традиционной арабской архитектуре. Блоки образуют небольшой квартал, со всех сторон омываемый водой.
03. А сверху квартал накрыт огромным куполом.
04. Пергола, ведущая к музею.
05. Территория на берегу около музея - с элементами французского сада.
06. Вход в музей и колоритная группа посетителей.
07. Внутри между блоками галерей сформировано несколько площадей.
08. Ажурный купол создаёт красивую игру света.
09. Эффект назвали световой дождь. Рисунок и структура купола долго подбирались и макетировались, чтобы достичь такого эффекта.
10. По мере движения солнца в течение дня рисунок света постоянно меняется.
11. Купол собран из нескольких слоёв металлических пластин, и несущий каркас спрятан между этими слоями. У National Geographic в 2018 году вышел хороший фильм о строительстве и проектировании этого здания.
12. Купол держится всего на четырёх колоннах, спрятанных в помещениях галерей.
13. Очень круто. Создаётся впечатление, что ажурный купол парит в воздухе.
14. Амфитеатр в виде лестницы, уходящей в воду.
15. А сцена в воде. Здесь устраивают концерты.
16. Визуальный оргазм, в чистом виде.
17. Навигация продублирована на трёх языках: английский, французский (Лувр же), и арабский.
18. Внутри тоже всё очень стильно.
19. Потрясающие туалеты.
20. А вот сами залы с экспозиций: много воздуха, хороший свет, мало экспонатов. Немного древнего Египта, а за ним немного античности...
21. Немного средневековья...
22. Немного культуры стран Персидского залива. Обстановка зала и формат экспозиции, видимо, должны подчеркнуть особую ценность экспонатов и культуры.
23. Немного эпохи просвещения, и один из самых известных экспонатов музея - одна из версий картины "Бонапарт на перевале Сен-Бернар". Лувр всё же не мог потерять лицо и предоставил в экспозицию несколько узнаваемых работ, а не только вторую линию из запасников.
24. Немного современного искусства. Поллок, Баския, Кляйн - все строго по одной работе.
25. Рядом висят Матисс и абстракция местного художника. Местный художник даже огорожен верёвочкой.
Неуклюжая попытка приобщиться к мировой культуре. Хотя у неискушённого зрителя, после посещения музея, в голове эти работы могут встать в один ряд. Знак тревожный.
26. Зал "современного" современного искусства (того, что контемпорари). Запомнился "Фонтан света" китайского художника - скульптура по мотивам башни Татлина.
27. По подписям на табличках экспонатов видно - все "большие" экспонаты в собственности французских музеев (Ван Гог, музей Орсе - верхняя табличка), а у музея Абу-Даби свои экспонаты преимущественно уровня регионального этнографического музея (Тюрбанный шлем - табличка внизу).
Понравилось краткое описание всех экспонатов на табличках. А не просто автор-название-год.
28. При достаточно скромном собрании, интерактивная и информационная составляющая сделаны очень хорошо. Например, большие столы-панели, на которых отдельные экспонаты можно приблизить и покрутить со всех сторон.
29. Или интересные таблички с рассказами о картинах для слабовидящих. Мондриан на языке Брайля - описание цветов, объём картины, масштаб картины, даже фрагмент холста.
30. На нулевом этаже зал для временных тематических интерактивных экспозиций, или воркшопов.
31. Сейчас тема экспозиции - комиксы Манга. Книги, игры, примеры работ, рассказы и инструкции о том, как рисовать Мангу.
32. Ну и в завершение рассказа - немного местного колхоза, а именно странное объявление в сувенирном магазине в Лувре "Приятно смотреть, приятно держать, но если разбил - считай купил". Эдакий юмор, и степень уважения к клиентам на уровне черкизовского рынка.