Воинский храм Дмитрия Донского в память битвы на Воже

Jun 15, 2015 09:15

Оригинал взят у mikhaelkatz в Воинский храм Дмитрия Донского в память битвы на Воже


Журналист Серафим Берестов начал строительство православного воинского храма во имя праведного князя Дмитрия Донского в память битвы на Воже 11 августа 1378 года. Этот храм строится на народные пожертвования в память русских воинов, в разные исторические эпохи отдавших свои жизни за наше Отечество.



Культурно-исторические аспекты строительства воинского храма Дмитрия Донского, в память битвы на Воже 11 августа 1378 года

Место строительства - Московская область, Луховицкий район, деревня Астапово Дальнее, СНТ «Восток-1» (12,8 км от села Глебово Городище Рязанской области).

Историческое значение битвы на реке Воже 11 августа 1378 года

В результате ожесточенного боя между объединенным войском Московского князя Дмитрия Ивановича (на стороне Москвы выступили ее недавно обретенные союзники - рязанский князь Даниил Пронский и Андрей Ольгердович Полоцкий) и туменами темника Золотой Орды мурзы Бегича русские впервые в своей истории победили степняков в полевом сражении.  Великий князь Дмитрий фактически получил статус признанного главы русского воинства. Отечественные историки назвали сражение на Воже «предтечей Куликовской битвы». Тем не менее, в общественном сознании значение этой битвы до сих пор носит некий «местный», малозначимый характер: все знают Куликово Поле. Вожскую битву, увы, вряд ли можно отнести к числу общеизвестных национальных символов.



Тактика Дмитрия в сражении

До 1378 года ни один из русских князей XIV века не имел опыта полноценного полевого сражения с ордынцами. Более того, последний предыдущий опыт подобной битвы относится к 1223 году (на реке Калке) и вряд ли может считаться для русских успешным.

Впервые примененная на Воже тактика стала результатом более чем полуторавекового военного противостояния Северо-Восточной Руси как Востоку, так и Западу. Причем от западного опыта, исповедуемого крестоносцами (с однородным построением войск в линию, при которой силы оказывались равно распределенными по всей длине), князь Дмитрий отказался в первую очередь. Ему удалось найти «противоядие» и от легкой, подвижной, известной своими стремительными охватами ордынской конницы.
На Воже Дмитрий впервые разделил свои войска на три составляющих: большой полк, полк правой руки и полк левой руки. Основная боевая единица - большой полк, состоящий, в основном, из пеших воинов. Задачи более мобильных полков правой и левой руки - защищать большой полк от атак с флангов и самим контратаковать противника, организуя его преследование.



Такое расположение позволяло свободно маневрировать войском и сосредотачивать, в зависимости от обстановки, направление главного удара или в центре, или на флангах. Впервые опробовав это построение на Воже, Дмитрий 2 года спустя использовал его на Куликовом поле, дополнив передовым и засадным полками.

Комментарий Алексея Борисовича Мазурова, доктора исторических наук, профессора, ректора Московского государственного областного социально-гуманитарного института, депутата Московской областной Думы:
- Трехполковая система Дмитрия Донского безупречно сработала в условиях постоянного численного превосходства золотоордынцев. Это тактика победы - и на Воже, и на Куликовом поле.

Дмитрий и военная реформа

Новая тактика масштабных боевых действий была невозможна без проведения полноценной военной реформы. Один из ее аспектов - создание Дмитрием максимально боеспособных подразделений. В связи с этим Дмитрий изменил и систему комплектования вооруженных сил.

Дефицит обученных военному делу людей был очевиден князю Дмитрию в стратегическом решении противостоять Орде, с ее войском - отборным, мобильным, «родившимся на коне». Одним из результатов военной реформы Дмитрия стало значительное увеличение «двора» - личной дружины, способной действовать не только на коне, но и в пешем строю. Был сделан, в том числе, упор на «пешую подготовку» воинов, способных остановить, задержать, опрокинуть первый удар ордынской конницы в полевом сражении. Военные историки отмечают высокое мастерство русского воина второй половины XIV века. Он владел копьем, мечом, луком. Более того, отдельный отряд лучников исчез из войска за ненадобностью.

Собственно пехота активно набиралась из низов. Историки отмечают, что в конце 1370-х годов значительную часть московского войска составляла молодежь из крестьян и посадских людей, не имевших военного опыта. Начала осуществляться мобилизация населения из соседних княжеств - войско постепенно приобретало общенациональный характер. Историки отмечают: основную массу русских воинов, сражавшихся на Куликовом поле, составляла «посоха» - пешее народное ополчение из крестьян и черных посадских людей. Именно русская пехота «выстояла» Куликово поле.

Очевиден вывод: сам факт возрождения русской пехоты подчеркнул стремление нарождающегося государства к сплоченности и независимости.



Пехота в битве на Воже

Известно, что войска Бегича, подойдя к реке Воже, 3 дня не решались ее форсировать, хотя расположение брода было им известно. Причина, однако, не только в том, что брод оказался надежно прикрыт Большим полком Дмитрия. Ордынцев «смутила» качественная характеристика противника - преобладание пешего войска.

Комментарий кандидата исторических наук, доцента кафедры отечественной и всеобщей истории Московского государственного областного социально-гуманитарного института А.А. Шаблина:
- Большой полк Дмитрия - это, в основном, та самая созданная им тяжелая пехота. Именно незнакомое войско нового типа увидел перед собой мурза Бегич, 3 дня не решаясь переправиться через реку. Как сражаться с этим войском, он не очень представлял. Поскольку «стояние на Воже» не входило в планы Дмитрия, ему даже пришлось приглашать противника на битву: 11 августа он приказал большому полку немного отойти от берега, чтобы ордынцы могли переправиться. В итоге большой полк - пехота! - выдержал первый, традиционно для Орды стремительный натиск неприятеля, а полки правой и левой руки контратаковали конницу Бегича. Как известно, золотоордынцы в беспорядке отступили, бросив свой обоз. Во время бегства многие утонули в реке. Наличие конницы, ночь и небывалый наутро туман помогли остаткам туменов Бегича оторваться от преследования.
Другой интересный факт: 2 года спустя Мамай, столкнувшись на Куликовом поле с аналогичной тактикой Дмитрия и обнаружив в его передовом и большом полках преобладание пехоты, был вынужден спешить часть своей конницы.

Малоизвестный аспект «незнаменитой» битвы: отступать некуда - позади Москва?

На Куликовом поле у Дмитрия был Засадный полк, во многом решивший исход сражения. На Воже такого резерва не было. Почему?

Комментарий А.Б. Мазурова:
- Запомним: ближайший союзник Дмитрия в 1378 году, его соратник в Московском княжестве - двоюродный брат, князь Владимир Андреевич Серпуховской. Два года спустя, за победу на Куликовом поле, его назовут Владимиром Храбрым. Но на Воже, и это достоверно известно, Владимира не было.
Что говорят летописи? Они пишут о Дмитрии, выступившем против Бегича: «В силе тяжсце он пошел. Но не вси там вои были». Это означает только одно: Дмитрий оставил Владимира караулить Москву. Значит, он рассматривал и негативный сценарий, при котором татары разбивают его войско, прорываются через Оку, захватывают Коломну и продвигаются к белокаменной Москве. Да, это самая мощная на тот момент крепость Северо-Восточной Руси, в которой неприятеля ждет Владимир Андреевич - с оставшимися силами. И все-таки на Воже Дмитрию Ивановичу вряд ли хотелось отступать.

Забытый цвет

В XIV веке понятия «боевое знамя» еще не существовало. Был княжий стяг - такой же неотъемлемый символ княжеской власти, как княжеская печать, столица, главный собор. Поднятый стяг собирал воинов. Стяг Дмитрия Ивановича представлял из себя лик Спаса Нерукотворного на «чермном» (темно-красном) фоне. Из «Сказания о Мамаевом побоище» известно, что русские воины сражались именно под этим стягом. Видимо, под этим же стягом двумя годами ранее они сражались на Воже?



Комментарий А.Б. Мазурова:
- Несомненно! Сегодня почему-то дискутируется цвет стяга - «чермный». Значение этого слова однозначно - «красный». Как выглядел стяг Дмитрия Донского? Древнейшие дошедшие до нас стяги - времени Ивана Грозного. Они напоминают современные знамена: прямоугольный контур, скошена по диагонали сторона, противоположная древку. Видимо, это традиционная форма русского стяга.

«Спорное» благословение

Факт из разряда общеизвестных: накануне Куликовской битвы князь Дмитрий Иванович получил благословение на битву от игумена Сергия Радонежского. В последнее время в популярных исторических публикациях, посвященных теме Куликовской битвы, этот факт зачастую ставится под сомнение либо  осторожно оспаривается. Например, утверждается, что благословение было получено Дмитрием накануне битвы на Воже. А вот на Куликово поле благословения… не было. Такой подход вряд ли можно назвать профессиональным и с исторической, и с общекультурной точки зрения.



Комментарий А.Б. Мазурова:
- Благословение Сергия было и накануне сражения на Воже, и перед Куликовской битвой. Факт первого благословения - на Вожу - был безусловно доказан  советским и российским историком, крупнейшим специалистом по истории средневековой Руси В.А. Кучкиным. Правда, он считал, что в 1380 г. встречи и благословения не было. Более поздние исследования - доктора исторических наук С.З. Чернова, помогли придти к четкому пониманию, что князь Дмитрий Иванович, несомненно, получил благословение преподобного Сергия и на Куликовскую битву.

Интересно, что в честь обеих своих побед Дмитрий Иванович основал монастыри. Оба - Успенские, в честь Успения Божией Матери. И оба, - это мы знаем достоверно, - основаны по благословению Сергия Радонежского. Первый, Успенский Дубенский монастырь, был основан в 1379 году; второй, больше известный ныне как Шавыкина пустынь, - в 1381-м.

Кстати, почему оба раза Дмитрий основал именно Успенские монастыри? Ответ очевиден: битва на Воже состоялась накануне праздника Успения, 11 августа 1378 года. Два года спустя для похода на Мамая именно на Успение русские полки собирались в Коломне. Успение - знаковая дата для обоих событий.

Вожа: количество войск, потери, память

По оценкам современных историков, в битве участвовало от 3-4 тысяч до 5 тысяч русских воинов и 5-7 тысяч золотоордынцев. А вот о потерях принято говорить неопределенно-категорично - как во времена летописной «Повести о битве на Воже»: русские - данных нет; войско Бегича, включая самого мурзу и еще четырех темников, уничтожено практически полностью. Конечно, думать, что в битве, длившейся до самой ночи, полки Дмитрия Ивановича воевали практически без потерь, наивно.



Комментарий А.Б. Мазурова:
- Целенаправленных поисков погребений на Воже не проводилось никогда. Поэтому это вопрос еще более открытый, чем Куликово или Бородинское поле. С другой стороны, в условиях лесостепи, сравнимой с Куликовым полем, тела могли просто остаться непогребенными. Особенно «поганые», золотоордынцы. Несомненно одно: Россия до сих пор нуждается в сохранении памяти воинов Дмитрия Донского, равно как и самого князя.

На чьей земле состоялась Вожская битва?

Традиционно считается, что битва на реке Воже произошла на землях, принадлежащих рязанскому князю Олегу Ивановичу. Более того, всеми землями от Коломны, через Оку, непрерывно владела Рязань. При этом никто, кроме историков-«альтернативщиков», не оспаривает тот факт, что Олег в битве на Воже участия не принимал. Почему? Объяснения самые разные, но все они сводятся к одному: формальный на тот момент союзник Дмитрия, Олег был вынужден лавировать между ордынским и литовским «факторами», чтобы не допустить очередного разорения своего княжества. Объясняя неучастие князя в сражении, также в вину ему ставят «непостоянство и коварство». Любые подобные объяснения, как правило, умаляют историческое значение этой фигуры и до сих пор делают ее недооцененной. Как и Дмитрий, вынужденный лавировать между Востоком и Западом, Олег, разумеется, умел в нужный момент «договариваться», а иногда и «не держать слово». Да, в первую очередь, в своих интересах. Но странным образом интересы Олега часто играли на руку Дмитрию - его то союзнику, то сопернику. Неучастие Олега в Куликовской битве на стороне Мамая - классический пример. Опоздал? Передумал? Или вовсе не собирался? Версий много. В любом случае, Олег Рязанский - фигура общерусского масштаба.

Причина же вожской «пассивности» Олега на поверку, скорее всего, весьма прозаична: его «хата» в связи с битвой на Воже оказалась, буквально, с краю?

Комментарий А.Б. Мазурова:
- Сам факт неучастия Олега Рязанского в Вожской битве свидетельствует о том, что Дмитрий Иванович… защищал свои земли. Иначе сложно представить, как в здравом уме можно выйти на территорию чужого княжества и дать там сражение третьему, постороннему войску.

У нас есть объективные данные: согласно завещаниям московских князей Ивана Калиты и Ивана Красного, земли «за Окой» (территория современного Луховицкого района Подмосковья) большей частью XIV века принадлежали Москве. После подписания Дмитрием Ивановичем Донским и Олегом Ивановичем Рязанским договора в 1381 году о разграничении границ, эти волости действительно перестали принадлежать москвичам, а граница была проведена строго по Оке.

Кроме того, есть летописные свидетельства 1370-х годов о том, что Дмитрий Иванович выходил «стерегатися татар» - дабы не напали - за Оку. Если придерживаться традиционного взгляда, получается, что князь Дмитрий выходил на рязанские земли? Но это в принципе невозможно: к чему князю, ожидающему угрозы сразу от трех противников - Орды, Литвы и ее мощного союзника Твери, заботиться еще и о безопасности соседа? Скорее всего, до 1381 года эти земли принадлежали именно Московскому княжеству, а граница между Москвой и Рязанью проходила, в том числе, возможно, по реке Воже.

Логика Олега Ивановича Рязанского накануне Вожской битвы, была сугубо прагматичной - навлечь как можно меньше ударов на себя. Ведь он тоже всегда был между молотом и наковальней - Орда, Литва, да еще и беспокойная Москва. На встречу с войсками Дмитрия Ивановича мурза Бегич шел, скорее всего, с юга - по долине реки Вожа. Свидетельств о том, что сам Дмитрий, выступая на битву с Бегичем, как-то беспокоил рязанцев, тоже нет. Логично! Ведь Дмитрий шел по своей земле. А раз так, то какое было дело князю Олегу до взаимоотношений Москвы и золотоордынцев?



Историко-географическое положение строящегося воинского храма в деревне Астапово Дальнее

Деревня Астапово Дальнее находится в 12,8 км по прямой от села Глебово Городище (Рязанская обл.) - места Вожской битвы 1378 года.
Согласно полученным профессором А.Б. Мазуровым данным, можно полагать, что бо́льшую часть XIV века данная местность входила в состав Московского княжества. Более того, в этих приокских местах проходила одна из двух основных дорог на Переславль-Рязанский. Возможно, именно ею и шли войска Дмитрия Ивановича к реке Воже?

Комментарий А.А. Шаблина:
- Документов XIV века физически не сохранилось. Единственное, что можно предположить с большой долей вероятности (основываясь на документах начала следующего, XV века), прибрежный участок современного Луховицкого района был заселен. В том числе, и район деревни Астапово Дальнее. Увы, пока никаких данных сплошных археологических разведок по этому району нет. Однако предположить, что одна из двух «магистральных» дорог на Переславль-Рязанский, шедшая через территорию современного Зарайска, пролегала именно в окрестностях нынешнего Астапова Дальнего, вполне корректно. Видимо, этой дорогой и шел Дмитрий Иванович к реке Воже.

Кстати
Этой же дорогой 7 лет спустя отправился в Рязань преподобный Сергий Радонежский. По просьбе Дмитрия, уже ставшего Донским, он шел мирить князя с его извечным соперником, Олегом Рязанским. «Непредсказуемый и коварный» (или просто возмущенный возросшим авторитетом соседа?), Олег нарушил недавний мирный договор, согласно которому ему, кстати, отошли и земли «за Окой»,  отнял у победителя Орды Коломну и вдобавок побил москвичей под Перевицком. После увещеваний Сергия, по свидетельству летописца, Олег «сменил свирепство свое на кротость, и умилился душою, и устыдился столь святого мужа, и взял со князем Великим мир вечный». Год спустя князья скрепили мир браком своих детей. История показала, что летописец не покривил душой: с осени 1385 года Рязань и Москва никогда больше не воевали. Во всяком случае, река Вожа до сих пор - безусловно рязанская.

Серафим Берестов
журналист, инициатор строительства храма во имя святого благоверного князя Дмитрия Донского в д. Астапово Дальнее

Previous post Next post
Up