Предыдущая публикация Близнецы Рой и Жорес Медведевы. Писал 10 лет назад, к 85-летию со дня их рождения. Увы, Жорес скончался в 2018 году. А Рой жив, идет навстречу 95-летию.
Вот заметка
Братья диссиденты. Единство и борьба за инакомыслие
Братья-близнецы Рой и Жорес Медведевы, которым 14 ноября исполняется по 85 лет, отразили в своих двух судьбах почти всю историю и многообразные особенности советского диссидентства. Только через лагеря не прошли. Зато все остальное испытали.
Были книги, изданные за рубежом - большой грех по понятиям тех времен. Было активное участие в самиздате. Были открытые письма к высшему руководству СССР. Было исключение из КПСС, потеря работы, заключение в психушку, вынужденная эмиграция и насильственное лишение советского гражданства.
Свои репрессии и неприятности братья-диссиденты получали то вместе, то поврозь, а то попеременно. И, несмотря на сходство до неразличимости, шли они разными дорогами и представляли собой два разных вида "советского инакомыслящего".
Системный гуманитарий
Рой Медведев - типичный диссидент-гуманитарий левого толка. Историк по специальности и яростный разоблачитель сталинизма и сторонник восстановления "ленинских норм партийной жизни". Именно так он начинал. Потом, конечно, воззрения его усложнились и уже не были столь однозначными, и в своих позднейших книгах он доказал, что избавился от иллюзий относительно Ленина. Но в советские годы его инакомыслие не выходило за определенные рамки.
К 1969 году Рой Медведев издал за границей две книги, а до того редактировал несколько подпольных неподцензурных изданий (что и называлось самиздатом). Даже за одно из этих нарушений правил советской жизни можно было поплатиться свободой. Как раз в те годы отбывали свои сроки на зоне Андрей Синявский и Юрий Даниэль, чьи книги публиковались на Западе. В 70-е годы отправляли в лагеря одного за другим самиздатовских редакторов.
Медведева только исключили из партии. Это ни в коем случае не упрек. Но хочется понять и разобраться: почему так произошло? Можно просто отмахнуться: дескать, нет никакой логики, даже при Сталине потенциальным жертвам удавалось загадочным образом уцелеть.
Однако, возможно, идеологи советского режима посчитали, что аполитичный филолог и писатель Синявский опаснее и радикальнее, чем историк левых убеждений Медведев. Первый был сам по себе, всегда оставался суверенной личностью, что особенно возмутительно при тоталитарной власти. А второй не отделял себя от государства. Да, он вместе с академиком Андреем Сахаровым выступил с открытым письмом, в котором требовал демократизации системы. Но Рой Медведев хотел эту систему только реформировать, а не разрушить, тем более - вместе с государством.
И как только началась перестройка, историк радостно принял ее всем сердцем. Не просто восстановился в КПСС, но даже, в конце концов, вошел в состав ЦК.
После распада Советского Союза стал одним из сопредседателей Социалистической партии трудящихся и критиком наступившего "дикого капитализма". А в 2007 году получил премию ФСБ за книгу о Юрии Андропове в серии "Жизнь замечательных людей".
Неподконтрольный генетик
Такой путь прошли многие диссиденты, которым были близки социал-демократические идеи - например, организатор Левого фронта Борис Кагарлицкий или активист Союза социал-демократов Павел Кудюкин.
А вот второго брата-близнеца ждала совсем другая стезя. Не будучи гуманитарием, кандидат биологических наук Жорес Медведев был всегда далек от идеологических тонкостей. Он занимался биологией и научной публицистикой. Главным своим делом считал восстановление справедливости по отношению к генетике, которая долгое время официально считалась в СССР лженаукой.
Хотя репрессии против генетиков завершились со смертью Сталина, их главный гонитель, академик Трофим Лысенко, оставался в полной силе вплоть до середины 60-х годов, да и после этого не утратил своего влияния.
Книги, в которых разоблачался этот лжеученый, можно было издавать или подпольно, или за границей. Что и делал Жорес Медведев. За что был не просто уволен и лишен возможности заниматься наукой, но и отправлен в 1970 году в Калужскую психиатрическую клинику.
После серии протестов со стороны всемирно известных ученых, действительных членов Академии наук, Жореса выпустили из психушки. Но после этого ему пришлось эмигрировать из СССР. Тут тоже дело было не в чрезмерном радикализме или отсутствии патриотизма. Просто невозможно заниматься физиологией, радиобиологией и генетикой "в стол". Нужны условия для опытов и лаборатория. Которые и предоставили ему в Великобритании.
Жорес Медведев уехал туда по приглашению, а затем был лишен советского гражданства. Кстати, привычная схема "очищения" страны от инакомыслящих. Тот факт, что уехать заставили не просто диссидента, а ученого, который мог бы принести пользу отечественному сельскому хозяйству, не интересовал чиновников от идеологии.
При Горбачеве Жоресу Медведеву вернули гражданство СССР. После чего он окончательно отошел от каких-либо политических занятий. В отличие от брата-историка, который, например, остро критиковал Бориса Ельцина и активно комментировал и продолжает комментировать все, что происходит в России, Жорес Медведев полностью ушел в сугубо научные занятия. Видимо, полагает, что свою задачу он уже выполнил.
В одном из своих интервью Рой Медведев сказал: "Я пишу о людях, принадлежащих истории". Между тем, и сам он, как и его брат Жорес, безусловно, также принадлежат к числу таких людей.
Вперед в прошлое. Мои исторические публикации