Режиссер Уильям Уайлер. Тонкая, умная и филигранная психологическая работа. По роману Генри Джеймса Washington Square, но не напрямую, а через пьесу. Однако все коллизии и - главное - дух оригинала соблюдены и сохранены в точности. Тут и Уайлер великолепен, и трио замечательных актеров: Оливия де Хэвиленд (на днях скончалась в 104 года), поразительно умевшая создавать образы по-своему прекрасных и незаурядных героинь, не обладая ослепительной красотой, а с вполне заурядной внешностью - вроде Мелани в ныне запрещенном в США фильме "Унесенные ветром"; Ральф Ричардсон и Монтгомери Клифт.
Ну а суть дела я в своё время четко описал в своем дневнике более, чем 30-летней давности:
Washington Square Г. Джеймса - магия, волшебство психологической точности. Три характера, которые можно внешне принять за три литературных стереотипа.
Тиран-отец в действительности умнейший человек, никогда не ошибающийся в своих индуктивно-логических выводах. Однако его ум холоден, тепла даже к ближайшим людям у него нет. Но не чужда этому блестящему логику и некоторая мелочность, а заодно и мстительность, и мелковатое самолюбие, хотя опирается оно на совершеннейшую интеллектуальность натуры.
Его смерть - логический рисунок, заданный им самим - безошибочно точна. И незаурядность этого человека препятствует одностороннему восприятию. Простудившись, он - сам врач - говорит: я не выздоровею, но прошу ухаживать за мной, исходя из оптимальной гипотезы, что я смогу выздороветь.
Коварный соблазнитель - тоже не простая личность, но его душевная пустота и ничтожность становятся ясны нам немногим раньше, чем главной героине. Да и не исключено, что холодное упорство доктора повинно в его неприглядном поступке, и Морис Таунсенд был неплохим малым. Но, возможно, эта ситуация до конца раскрыла истинную сущность.
И, наконец, несчастная жертва - Кэтрин, заурядная, простая, простейшая девушка, в которой Морис умудрился зажечь страсть. Фигура, обманчиво простая.
То, как медленно развивается ее характер, от преклонения перед отцом к взрыву, бунту, и позднее, после отказа Мориса, к горечи понимания жизни - психологически тончайше построенное повествование.
Кроме того, бездна горькой иронии и комический образ миссис Пеннимен - создают не самый глубокий, но один из наиболее совершенных романов Джеймса, которому я буду всегда верен, как поразительному мастеру.
Всё это есть в фильме, без убытка, без изъятия, такие тонкие и умные экранизации встречаются крайне редко.
Click to view
Click to view
Аарон Копленд. Сюита
Click to view
Мое кино