Скончался Леонид Зорин

Apr 01, 2020 21:29

Скончался Леонид Зорин, один из лучших русских драматургов ХХ века. Формально он значится как советский драматург, но он каким-то чудодейственным образом умел оставаться вне советских штампов, формул и схем. Он как будто обитал в своей отдельной "матрице", оставался самим собой, не пересекаясь с советским пошлым официозом. Хотя и откровенной антисоветской крамолы в его пьесах не было. Как правило - потому что все равно в них то и дело нечто "чуждое" находили, они с трудом пробивались на сцену, а бывало, что спектакли и запрещали.

Зорин не писал "производственных пьес", чем грешил Арбузов. А Зорин категорически никогда не писал о том, в чем не разбирается (историю он знал хорошо).
Не учил жить, не морализировал, чем грешил Розов. Зорин знал жизнь и о ней рассказывал, и её показывал такой, какова она есть, без преувеличений, но и без неоправданной чернухи.
Начинал он как поэт, в 1985 году написал великолепную пьесу в стихах "Цитата", спектакль по которой я недавно посмотрел. Она хотя и "перестроечная" по фактуре, но не устарела, жива вполне.
Пьес Зорин написал очень много. Я знаю и помню не все, да и то по спектаклям и фильмам: Покровские ворота, Транзит, замечательную Варшавскую мелодию, вышеупомянутую Цитату.
Видел Царскую охоту и Медную бабушку, но они мне не запомнились, не могу о них ничего сказать.
Однако того, о чем я могу не просто сказать, а долго и подробно говорить, достаточно для памятника. И светлой памяти.

Лично с Леонидом Генриховичем я знаком не был, но он дружил - насколько Зорин вообще мог дружить, он был человеком не слишком компанейским и общительным, а с годами превратился в настоящего отшельника - с моим отцом, который долгое время работал в Баку, откуда родом драматург.
Они оба потом переехали в Москву. После смерти моего отца Зорин продолжал общение и с моим братом Женей Гиком и его женой Беллой. С мамой тоже был знаком. Она всегда очень высоко ценила драматургию Леонида Зорина, что передалось мне.
В последние 30 лет Зорин перешел на прозу, написал очень много, но я ничего этого не читал, сказать ничего не могу.
Думаю, что Леонид Генрихович и без того навсегда вошел в Пантеон русской литературы.
Он ушел на 96-м году жизни. Уходят последние старейшины, патриархи, аксакалы... как писал Давид Самойлов, "нету их, и всё разрешено".
Прощайте, Леонид Генрихович! Царствие вам Небесное

театр, литературное, память

Previous post Next post
Up