Предыдущий пост сквозь годыТолько это не Россия, а Перу.
Старинный политический портрет, 13-летней давности. Чем-то он интересен. Вернее, не портрет интересен, а портретируемая фигура. Сам герой покинул сей мир в апреле 2019 года. Но дело его наверняка живёт.
А я почти три года спустя после написания этого текста, имел счастье познакомиться и поработать с Петром Романовым, экс-корреспондентом в Перу, знающим ту страну лучше многих перуанцев. Но не помню, давал ли ему это читать...
Кстати, еще. Фухимори теперь сидит в той же тюрьме, что и поверженный им Гусман, не Юлий, а имя не помню, главарь Сендеро Луминосо. Об этом мне рассказал Петя. Жаль, что в 2007 году я то ли не знал данного ядовито иронического факта, то ли он еще не имел место...
Итак
Алан Гарсия. Политический портрет
14 июня 2007 года
Дважды президент Перу. Эти вороватые латиноамериканские политики очень напоминают наших.
Алан Гарсия - дважды президент республики Перу. Государственный деятель с неопределенной политической ориентацией. А опыт его неясен и противоречив.
Два срока правления этого президента разделяют долгие 16 лет.
В первый раз он пришел к власти в тяжелое время для родной страны. Когда она долго, мучительно вылезала из недр социалистического эксперимента 70-х годов. Хотя Гарсия уже тогда назывался социал-демократом и принадлежал к старинной местной Апристской партии, пришлось ему встать на либеральные рельсы. Однако не справился и всё провалил. Семь пудов демократии - и чудовищная нищета. Гиперинфляция - и нетронутый институт выборов. Свобода слова - и разгул террористов-боевиков, прокладывавших себе Сендеро луминосо, что означает «сияющий путь», в счастливое коммунистическое будущее.
Путь самого Алана Гарсии не стал ни сияющим, ни прямым. Пришлось скрываться и эмигрировать, когда на его место пришел Фухимори, либерал-казнокрад со склонностью к диктатуре, по-ельцински разогнавший парламент. Но и он не справился и сбежал, спасаясь от перуанской тюрьмы.
Гарсию тоже обвиняли в коррупции. Да видимо, это просто такой латиноамериканский стандарт, понятный нам по родству чиновничьей вороватой души. И здесь, и там обывателя-избирателя не сильно волнует взяточный компромат. И голосуют совсем по другим принципам.
Итак, за 16 лет бардака порядка в Перу никто не навел. И незлопамятный электорат решил пойти по второму кругу. Выбрал нового, хорошо забытого старого президента.
Гарсия вернулся. Признался, что раньше был молод, зато теперь поумнел. Ратует за реформы. Рыночные, но умеренные. За капитализм, но с социал-демократическим лицом. За независимость без эксцентрики. За сияющий путь в демократию и открытый мир.
Кем теперь станет бывший Кеннеди перуанского разлива? В Пиночеты он по определению не годится. В Чавесы не стремится, да и в отличие от буйного подполковника, Боливаром современности он себя не мнит. Освободитель, конечно, не был ангелом, и крови попил, и подлостей натворил. Но от нынешних неотесанных наследников с аристократическим презрением переворачивается в гробу.
Президент Перу знает историю. Мания величия ему не грозит. И он будет просто Аланом Гарсией. Политику тоже иногда полезно оставаться самим собой. Глядишь, в будущем и ему кого-нибудь уподобят.