Диссиденты. Главный грех и недостаток

Nov 14, 2019 18:29

В завершение этого
Пора заканчивать. Главный грех советских диссидентов, за который их сегодня многие обвиняют - это постоянная апелляция к загранице. "Запад нам поможет".
Но упреки эти антиисторичны. Не было у них никакого другого выхода. К кому они могли еще апеллировать, если не к "свободному миру"? Особенно после уже многократно мною упомянутого 1975 "хельсинкского" года. Правители СССР подписались под соглашениями, в которых было сказано, что "права человека не являются внутренним делом" никакого государства, поэтому жаловаться было не на что.

Советские властители нашли выход. Думаю, что это была идея хитрого иезуита-инквизитора Андропова (процесс начался аккурат после его назначения председателем КГБ, его предшественник Семичастный действовал тупо и прямолинейно) - выпускать, а то и вывозить-выдворять за рубеж, в тот самый "свободный мир" одного диссидента за другим, различными способами, включая обмены на проваливщихся шпионов или даже на Луиса Корвалана.
Таким образом ослаблялся напор со стороны диссидентов (из-за бугра они не могли влиять на процессы внутри СССР), а заодно в народных массах возникала зависть (мы тут сидим, а они по всему миру шастают), лучшее средство против популярности. Наконец, была в этих шагах элементарная гуманность - всё лучше, чем отправлять в лагеря и психушки.

Выдворили далеко не всех. Хотели ли они сами? Многие из них утверждают, что категорически не желали уезжать. В чужие головы не влезить, но диссиденты были умными людьми, и они прекрасно понимали, что в эмиграции их деятельность теряет эффективность.
Оставшиеся могли ощущать определенное моральное превосходство над теми, кто уехал, пусть и не по своей воле, но житейски им приходилось намного тяжелее. А Анатолий Марченко даже умер в лагере после голодовки, причем это произошло уже в период перестройки, что особенно обидно. Это как погибнуть на Великой Отечественной весной 1945 года.

За рубежом наших диссидентов принимали президенты, премьер-министры, лили крокодиловы слёзы, произносили речи о "правах человека", всё это был обман и лицемерие. Политики, как всегда, преследовали только свои шкурные интересы, не обязательно личные, но и геополитические - по максимуму нагадить Советскому Союзу, ослабить "империю зла". Ради этого облизывали и обсасывали советских диссидентов.
Когда же западным лидерам стало ясно (не сразу, но политики, как правило, не отличаются умом и сообразительностью), что они быстрее и эффективнее добьются своих целей через генсека-президента Горбачева, то они плюнули на наших диссидентов. Теми продолжили заниматься только всякие правозащитные конторы типа Amnesty International вперемешку со спецслужбами, без которых и до того не обходились контакты с диссидентами, но это тонкая материя, в которой мне ковыряться неохота, так как легко впасть в конспирологию.
Я не считаю себя вправе называть диссидентов советской поры предателями. Они не давали никаких клятв и присяг служить советскому государству (в отличие от перебежчиков-разведчиков и дипломатов!), руководствовались в буквальном смысле благородными намерениями, хотели исправить положение на родине.
Другое дело - их поведение, начиная примерно с 1988 года, а тем более после 1991-го. В этот период многие позволили себе фактически "перейти линию фронта" и начать воевать против собственной страны. Это уже предательство, и судьба генерала Власова должна быть для всех уроком.
На этом я считаю тему исчерпанной. Она и так расползлась на такой многобукв, какой я перевоначально не планировал.

история

Previous post Next post
Up