Apr 11, 2019 21:18
Да, внимательно прочитал, а кое-что перечитал, первый том знаменитого "красного" собрания сочинений Николая Семеновича Лескова, русского писателя, не нуждающегося в моих жалких эпитетах.
Не удивлюсь, если какие-нибудь профессиональные русские зачислят Лескова в русофобы. Они могут. Ибо Лесков не щадит своих соотечественников, показывает их - нас - такими, каковы они - мы - суть. Во всем ужасном безобразии и абсурде, который далеко превосходит любые изыски сюрреализма. Показывает как есть, а не "как видит", и сожалеет, и гневается, Лескову свойственно не просто медицински показывать, но тут же давать и морально-нравственные оценки, но показывает ВСЁ. Без изъятия. Вплоть до самых интимных моментов, хотя, естественно, никакой эротики себе не позволяет.
Чуть конкретнее.
Повести свои он называл "очерками". Например, "Овцебыка" и "Леди Макбет Мценского уезда". Это абсолютно зрелые произведения, так как Лесков начинал как писатель в зрелом возрасте, уже за 30, по меркам XIX века будучи почти стариком. эти "очерки" я перечитал, еще раз обратил внимание на важное отличие повести про Катерину Измайлову от всех последующих экранизаций, инсценировок и оперы Шостаковича: ни капли романтизации образа главной героини! Да, ее довели до преступлений предлагаемые обстоятельства, тупое бессмысленное существование молодой, полной здоровья девушки, выданной замуж за пожилого импотента. Понятно, чего ей хочется, а ее этого лишают, пытаясь отменить законы природы... Но Лесков не оправдывает убийцу, причем не только двух мужиков, которых не жалко, а еще и ребенка, о чем нельзя забывать.
"Овцебык" - это рассказ об очередном русском правдоискателе, не нашедшем себя на этом свете.
"Воительница" - блестящая и довольно язвительная повесть о нелепой женщине, занимающейся сводничеством, да фактически сутенерством, а потом павшей жертвой "роковой страсти", эту тетку и очень жаль, и смешна она до невозможности.
"Котин доилец и Платонида" - вот вам русский сюрреализм, какой не снился никаким бунюэлям. Там, кстати, один из главных героев до 12 лет воспитывался как девочка и продолжает называть себя в женском роде. Раздолье для анализа сегодняшних критиков-педофрейдистов! Но это чушь собачья.
"Житие одной бабы" - страшная картина русской деревенской жизни, но даже исконно-посконный идиотизм отступает перед российским административным абсурдом, деревенские нравы, при всей их бесчеловечности (местами) намного естественнее, чем то, что вытворяют губернские чиновники.
А вот пьеса "Расточитель" мне совсем не понравилась. Лесков не был драматургом, не его это жанр и вид, да он больше и не пробовал. Пытаться состязаться с Островским ему не следовало. Ну что ж, и на самых великих бывает проруха
чтение-1,
гениальное,
литературное