Дневник. 1983-86 год. Глава 16. Опасные литературные связи

Mar 25, 2019 10:56

Пятнадцатая глава


Кадр из фильма "Опасные связи"

Про Шодерло де Лакло и Стерна я писал после месячных гастролей театра Советской армии в Челябинске, а читал я эти книги там, в уральском городе, в перерывах между репетициями, спектаклями и пьянками, отлеживаясь на даче моих родственников, четы врачей-хирургов, которые ныне обретаются в Израиле. Спасибо им большое!
Насчет Вирджинии Вулф я был не совсем прав, Джойс там ни к селу, ни к городу.
Краткие пояснения даю курсивом. И для удобства решил снабдить свои старые записи заголовками и подзаголовками.

2 мая 1984 года

Удешевленное издание Джойса

Вирджиния Вулф - малоизвестная у нас английская писательница. Ее роман "Миссис Деллоуэй" - удешевленное издание Джойса, с претензией на поток сознания, на новаторство формы.
А по правде - дамский роман, вернее, повесть, изящная, ажурная, кружевная, с несомненным талантом в отделке деталей, частей, так сказать, но в целом чисто традиционная вещь. Психологически интересный образ - портрет женщины, стареющей, во многом неудачливой, но хватающейся за жизнь, приемы, рауты.
Тонкие портреты неповторимого английского вечного консервативного дворянства, лорды, придворные. Затронуты кое-какие проблемы 20-х годов, потерянное поколение, но как-то по-женски, сентиментально.
Никакие параллели со "Смертью героя", сделанные в предисловии, не уместны. В общем, тонкая штучка, но не очень оригинальная.

Штурм "Улисса"

В данный момент читаю сразу 2 вещи. Ambassadors Джеймса, и как-то тяжело читается, с напрягом, суховат стиль, все такое сухопарое, жестковатое, хотя есть гениальные места.
И Ulysses Джойса, сбывшаяся мечта, хотя тоже непросто читать, то смутный поток подсознательных символов, то точная реалистическая сценка, причем на сверхъестественно-художественном уровне, со всем богатством потока сознания. Много секса, много чисто ирландской тематики и проблематики, много формальных поисков и изысков. Но это всё бесконечно интересно.
(Тем не менее, я "Улисса" не осилил, не дочитал, не выдержал трудностей)



Сенти-ментальность американцев

Американский фильм "Чествование", не худший, хотя в финале водопад сантиментов. Но в остальных частях господствует иронический юмор, кульминирующий в Джеке Леммоне, очень сильном актере, мастере детали, мазка, намека, все движения на полувзгляде, на крупных планах, которые Леммон выдерживает стопроцентно.
Его герой - эстрадный комик, но сколь тонок и сложен его юмор в жизни, столь примитивен на эстраде: номера, что показаны в фильме, сводятся к спадающим штанам. Фильм показывает вкусы американской публики и сентиментальность американцев, убийственную просто.


7 августа

Чудики Стерна

"Тристрам Шенди" Л. Стерна - я одолел и этот роман, хотя было непросто. Я охотно принимаю, что Стерн сильно опережал свой век в смысле литературной техники, очень ценю его эксперимент, в котором просвечивают зачатки джойсовской школы, есть прообраз потока сознания.
Но в целом этот роман слишком громоздок и тяжел для восприятия, хотя есть очень живые и смешные главы, полные свежего юмора.
Тема английских чудаков звучит очень остро, гротесково и разнообразно.
Доморощенный философ отец-Шенди, который все на свете видит не так, как все люди, с каких-то необычных ракурсов, его фигура наводит на мысль о пародии. Пародия - важный элемент романа, но официально считается, что образ так называемого "чудака" - любимое детище Стерна, хотя, видимо, он и пародировал эту характерную для английской литературы XVIII века художественную структуру.
Не менее резок и гиперболичен образ дяди Тоби и его слуги Трима, которые увлеченно играют в войну.
Вообще приемы невероятного преувеличения обычны в этом романе, хотя они сменяются легкими зарисовками путешествия Шенди по Франции, где есть наиболее близкие к "потоку сознания" подступы, картина меняющегося сознания, чередование мыслей, зрительных образов, ассоциаций.
В общем, тяжелое, порой нарочито утяжеленное чтение, но стоит преодоления.

Гестаповец Вальмон

Шодерло де Лакло "Опасные связи". Очень рационалистичный и психологичный роман с математической структурой (Лакло - военный инженер), хотя сюжет полон приключений.
Психологическим анализом своих жертв занимаются профессиональные совратители маркиза де Мертей и виконт де Вальмон. Они даже в момент полового акта анализируют чувства, мысли, как бы ставя диагноз.
Особенно любит заниматься этим Вальмон, тончайший психолог, в чем-то предтеча гестаповских концлагерных врачей. Он фиксируект оттенки, стадии падения женщин, которых трахает, и которых добивается. Маркиза тоже делится опытом по соблазнению мужчин. Причем в этом ни грана любви и даже секса. Это всё просто эксперименты, математические или психологические задачи, успешно разрешаемые.


В финале романа в письмах тонко показано зарождение чувства Вальмона к одной из совращенных женщин, которого виконт боится и старается разрушить, порвав и жестоко бросая ее - бывшую добродетельную супругу-пуританку. Но в конце порок наказан, совратители погибают.
Однако общая картина развращенности, полного упадка общества весьма современна и интересна даже сейчас.

9 августа

Про гуманность питекантропов

"Наследники" - роман лучшего современного английского писателя У. Голдинга. Психология питекантропа, четкая и ясная картина зарождающегося человеческого сознания, первые логические ходы, первые мысли, с трудом обретающие очертания.
Но самое поразительное - это восприятие только начавшими мыслить полуобезьянами быта, внешности, действий, поступков кроманьонцев, людей по облику, умеющих многое, но порочных, жестоких и развратных по сравнению с чистыми добрыми питекантропами, не едящими даже мяса и никогда не убивающими животных.
Мысль вполне проста, но облечена в удивительные художественные образы-откровения, в полнокровную картину, а не в схему-притчу, и это самое главное.
"Шпиль" - повесть о средневековом фанатизме, как раз схематичнее и оттого скучнее, тем более, что поставленные там проблемы - всё для идеи - не столь уж мне интересны. Главный герой священник Джослин - нечто вроде Бранда, а мастер-архитектор - нечто вроде строителя Сольнеса. Главное - идея всемогущества мысли, облеченной в религиозные формы. Но всё это не то.

Война Альфреда Андерша

И еще "Винтерспельт" Альфреда Андерша. Роман любопытный, о Второй Мировой войне, как всегда у немцев, во всех принципиальных романах лучших писателей - Кёппена, Ленца, Андерша, Грасса, Бёлля, в новеллах Рединга.

Итак, офицер немецкой армии Динклаге решил в одиночку оказать влияние на ход войны, явно проигранной Германией. Он решил сдать без боя в плен свой батальон.
Об этом он сообщает американскому капитану Кимброу, стоящему как раз напротив него за линией фронта. В это вовлекается некая Кэте, малопривлекательная решительная особа, которая спит с Динклаге и с неким коммунистом Хайнштоком. Коммунист стоит в стороне и свысока созерцает войну, изрекая свои истины, тоже не самая приятная фигура. И еще интеллигент Шефольд, коий делает экзистенциалистский выбор, идет через линию фронта к Динклаге с ответом Кимброу и в результате погибает.

Акция Динклаге оказывается бессмысленной, ибо начинается Арденнское наступление немецких войск. Всё это в 1944 году, а место действия - деревушка Винтерспельт и вокруг.
Таков схематичный сюжет, очень сложно, а то и вычурно выстроенный Андершем, мастером рваной и прихотливой композиции и очень четким, графически ясным писателем.
Роман написан простым языком, хотя и не прост по проблеме: право личности на выбор в невыгодной для нее исторической ситуации и невозможность изменить историю. Динклаге опомнился слишком поздно и принес одни только несчастья.
Краем затронута также популярная на Западе тема гомосексуализма, один из солдат-немцев - педик, и он же по-смердяковски зажат и унижен, и оттого убивает Шефольда. Он серая скотинка, материал для политики Гитлера, но его педерастия - излишний изыск, вызывающий мысли о надуманности.
(А сегодня Андерша обвинили бы еще в гомофобии за отрицательного героя - педераста)

Еще кадр из фильма "Опасные связи"


Мои дневники
Дневник. 1983-86 год

литературное

Previous post Next post
Up