Посты сквозь годыОт общего к частному. Сначала про Эльдара Рязанова у целом - когда он еще был жив.
Потом об одном отдельно взятом его фильме.
Всё написано правильно. На том стою и буду стоять.
Эльдар Рязанов - 85
18 ноября 2012 года
Дата не юбилейная, но дожить до такого возраста - это уже подвиг. Тем более, что Эльдар Александрович - художник выдающийся.
И как практически всё его поколение выдающихся художников, кинорежиссеров, поэтов, прозаиков, он не то сломался, не то исчерпался на рубеже 90-х годов ХХ века. Талант иссяк, свеча затухла, свет вдохновения погас...
Но не будем о грустном. До начала 90-х Эльдар Рязанов создал столько истинных шедевров кинематографа, что мог себе позволить исчерпаться.
У каждого своя иерархия фильмов Рязанова. Я выше всего ставлю Берегись автомобиля, Иронию судьбы, Служебный роман и, конечно, Гараж, который удивительным образом ни капельки не устарел.
Есть и еще безусловно хорошие кинокартины, все не перечислить. Есть менее удачные - на мой взгляд. Так, например, потенциально хорош был фильм "О бедном гусаре", но там, на мой взгляд, не выдержана чистота жанра.
Ну и совсем не близки мне две крепкие, хорошо сделанные, даже блестящие мелодрамы: Жестокий романс (обидно за Бесприданницу, великую драму Островского, достойную более глубокой трактовки) и Вокзал для двоих, все-таки это типичный ширпотреб и масскульт. Правда, зато в этих двух фильмах блистательно сыграл самого себя Никита Михалков.
Ну а в дальнейшем фильмы Эльдара Александровича становились все слабее и слабее, хуже и хуже, и если в Забытой мелодии для флейты и Небесах обетованных еще рассыпано много блёсток таланта Мастера, то вся остальная кинопродукция не заслуживает упоминания. Думаю, что сам Рязанов это прекрасно понимает, и продолжал выпускать фильм за фильмом просто по инерции и из упрямства.
Больше он этого не делает, и слава Богу. Перестал портить себе "карму".
Для Эльдара Рязанова всегда было важно, чтобы его считали мастером не развлекательного, а серьезного, драматического кино. Однако - увы, увы... Он выдающийся, великий, несравненный комедиограф. Другие жанры ему не поддаются. Но в своем жанре он достиг таких вершин, что навеки попал в сокровищницу, пантеон и золотой запас отечественного искусства.
И есть у Эльдара Рязанова еще один безусловный талант - поэтический. Поэтому я не буду выкладывать отрывки из его фильмов, ибо нельзя объять необъятное, а вместо этого выложу несколько песен на его стихи в самом разном исполнении.
Click to view
Click to view
Click to view
Click to view
Click to view
Click to view
Click to view
Click to view
Click to view
Жестокий романс 28 лет спустя
24 декабря 2012 года
Пересмотрел фильм Рязанова "Жестокий романс", спустя 28 лет, а заодно перечитал "Бесприданницу" Островского...
Ну что сказать? Суров я был к режиссеру. Он не так уж сильно испортил великую драму, одну из моих любимых, да и вовсе не испортил, а предложил свою версию "по мотивам", блестяще перевел на язык кинематографа, поэтому многие эпизоды, о которых в пьесе рассказывают персонажи, в кино мы видим в действии.
Исполнители основных все адекватные, Островский бы одобрил, жаль только, что Буркову-Робинзону мало места уделено в фильме, он заслуживал большего. А так актеры все блистательные, только Паратов Никиты Михалкова отличается от авторского образа, у Островского это просто бездушный циник и подонок, а Рязанов пытался его одушевить, ну а Карандышев-Мягков чересчур карикатурен, тут Рязанову изменило чувство меры.
Но все это пустяки по сравнению с главным недостатком фильма - в нем нет Ларисы. Нет главной героини. Есть только ее картинка, открытка, обозначение, контур.
Выбор Рязановым Гузеевой был и остается загадочным капризом бывалого мастера. Безусловно, она красива. Но, кроме этого, бедная девушка не умела ни-че-го! И ладно бы петь... Это не каждой дано, да и та же Брыльска в "Иронии судьбы" тоже не сама поет. Но Гузеева не умела еще и говорить, ее озвучивала другая актриса.
И я не верю, что Рязанов не мог найти молодую и красивую талантливую актрису на главную роль, тем более, что при всей несомненной красоте ее, внешность этой Ларисы достаточно ординарна.
Однако, тем не менее, фильм ни капли не устарел, его смотреть можно, а по сравнению с нынешней кинопродукцией, хоть нашей, хоть зарубежной (за редкими исключениями) этот фильм - истинный шедевр