Субботний номер "Московского корреспондента" - №71 (157) - не выйдет.
Понимайте, как хотите.
В связи с этим помещаю тут заметку, которую я в этот номер написал.
Праздник на улице геев
Александра Поткина-Белова обвиняют в разжигании ненависти к «пидорасам»
- Особая трагичность ситуации в том, что прокуратура выглядит по-идиотски, - сказал обозревателю «Москора» координатор общественных связей Движения против нелегальной иммиграции (ДПНИ) Александр Поткин-Белов.
Таким образом он прокомментировал уголовное дело, которое возбудила против него прокуратура Западного административного округа Москвы.
Николай Троицкий
Лидера ДПНИ обвиняют по 282-й статье Уголовного кодекса - «Возбуждение ненависти либо вражды», которая уже успела стать печально знаменитой. Конкретным поводом для обвинения Поткина-Белова стало его выступление на так называемом «Русском марше», состоявшемся 4 ноября прошлого года.
Окружные прокуроры откликнулись на обращение начальника ГУВД Москвы Владимира Пронина и руководствовались заключением специалистов экспертно-криминалистического центра этого ГУВД.
На уровень округа
Из экспертного заключения следует, что, судя по видеозаписи, в речи Поткина-Белова «содержатся высказывания, в которых идет речь о преимуществе одного человека или группы лиц перед другими людьми по признакам национальности («орды оккупантов из Средней Азии или Закавказья»), отношения к религии, а равно по принадлежности к какой-либо социальной группе».
В качестве социальных групп выделены следующие - «продажные чиновники» и «власть пидорасов». Специалисты считают, что по отношению к этим группам разжигается «ненависть либо вражда».
Сам фигурант с этим заключением решительно не согласен. Он рассказал «Москору», что ГУВД сначала попыталось возбудить против него дело в Дорогомиловской прокуратуре, но дважды получило отказ, после чего им пришлось «поднимать материал на уровень округа».
- Они хотят проконтролировать деятельность ДПНИ, а мне - помешать ездить по всей России, - сказал Поткин-Белов.
Правда, в четверг он подал жалобу в Дорогомиловский суд. Подписку о невыезде с него пока не сняли.
Первое дело о гомофобии
По мнению лидера ДПНИ, экспертное заключение «готовили на редкость некомпетентные люди». Особенно его удивляет упоминание такой загадочной «социальной группы», как «пидорасы». Между прочим, российское гей-сообщество уже радостно отреагировало именно на этот пункт обвинения. «Это первое и до сих пор единственное в России уголовное дело, связанное с разжиганием ненависти в отношении геев», - прокомментировал решение прокуратуры гей-активист и организатор московских гей-парадов Николай Баев.
Между те, Поткин-Белов - не первый, кто может пострадать из-за разжигания вражды в адрес «социальной группы». Ранее примерно в том же обвинили сыктывкарского рок-музыканта и блогера Савву Терентьева. Только в его случае роль «социальной группы» должны были сыграть сотрудники милиции, а точнее «неверные менты», которых Терентьев призвал «сжигать на площади». Вот только блогер это сделал в комментарии к малопосещаемому дневнику в Живом журнале. А Поткин-Белов - на митинге, где присутствовало около тысячи человек.
Что такое общественное место
Однако главный юридический казус заключается в самом словосочетании «социальная группа». Один из общественных защитников Саввы Терентьева, директор центра «СОВА» Александр Верховский разъяснил обозревателю «Москора», что понятие «социальная группа» - чересчур неопределенное.
- И пока нет разъяснений Верховного суда России, кого именно можно считать такой группой, нельзя никого судить за возбуждение вражды по отношению непонятно к кому, - считает Верховский.
Не все юристы согласны с правозащитником. Адвокат московской окружной коллегии адвокатов Андрей Переверзев подтвердил «Москору» факт отсутствия разъяснений Верховного суда. Но, по его мнению, это никак не должно препятствовать возбуждению уголовных дел.
- До сих пор нет четкого определения, что можно считать «общественным местом», - привел пример Переверзев. - Тем не менее за хулиганство и неподобающее поведение в общественном месте регулярно штрафуют и привлекают к ответственности, и никто против этого не возражает.
Кроме того Переверзев считает, что те же чиновники вполне подпадают под определение «социальной группы». Получается, что Поткин-Белов - в отличие от Терентьева реально рискует получить до двух лет заключения.