Предыдущий пост сквозь годыПро конкретный фильм и про конкретного кинорежиссера я всё правильно написал. А вот в целом про отечественное кино написал неправильно, через губу, высокомерно, уподобляясь безмозглой блоГГерне. Всё потому, что кино наше современное, российское я тогда совсем не знал, и не задумываясь присоединялся к хору таких же невежд. Каюсь, грешен. БлоГГеры на это не способны.
Но исправлять ничего не буду.
Вот,читайте
Царь и гешефтмахер
6 декабря 2009 года
"Царя" посмотрел. Потрясения не испытал, но и ругаться не буду. Не шедевр, конечно. Но на фоне всего нашего, с позволения сказать, "киноискусства" - хороший фильм.
Всё банально, хрестоматийно и предсказуемо. Очень плохой злодей-царь, кровавая гебняопричники, которые творят всякие нехорошие безобразия, очень хороший и даже святой митрополит Филипп. Они такие с начала до конца, развития нет, конфликт как бы есть, но он неподвижный, неизменный, стагнирующий.
Это недостаток, но он, как ни странно, смотреть не мешает.
Сценарий пермского писателя Алексея Иванова крепенький, чувствуется умелая рука литератора, есть отличные реплики - например, "кому венец не по челу", мне понравилось, надо запомнить и использовать в заметках.
Снято тоже умелой рукой. Несмотря на неподвижность конфликта и неизменность характеров - вполне динамично. Иногда эффектно.
Лунгин продолжает отрабатывать тему православия, для него это удачный гешефт (прошу не искать тут антисемитизьму!), выигрышная тема, да просто золотая жила. Ну что ж, пускай. Получается немного по-школьному, но плохому не учит. Педагогическая польза имеется: вот добро, вот зло, всё разложено по полочкам. И не скучно - режиссер профессионально разнообразит картинку, массовка работает хорошо.
Петр Мамонов несколько слабее, чем в "Острове", но ему играть-то особо нечего, такой вот кознодей, лицедей и лицемер на троне, "как человек, грешен - зато как царь, праведен". Всё верно, так оно и было. По крайней мере, я именно так воспринимаю внутреннюю линию исторического Иоанна Грозного, прозванного за свои жестокости Васильевичем. Насколько мы вообще можем судить о людях той давней эпохи.
Янковский великолепен, он мог всё сыграть, даже сугубую положительность и святость. Кстати, под конец эта его святость становится даже злобной - когда он отказывает в благословении царю и Малюте, впадая - если воспринимать канонически - в явный грех гордыни.
Очень хорош в роли злобного шута Охлобыстин (из священников ему надо уходить, хватит, поигрался - это так, à propos), Домогаров и Ю. Кузнецов. Да все актеры второго плана работают превосходно.
Как всегда, есть у Лунгина проколы. Их два - юродивая девочка-сиротка, которая должна, видимо, что-то нам символизировать (между прочим, с примитивной символикой режиссер вообще перебирает), да и не люблю я, когда в художественных произведениях дети гибнут. Это запрещенный приём. Только для самых крайних случаев. Оправдать надо с тройным запасом прочности
И чудеса, которые перед смертью начинает творить митрополит.
Ну так я давно знаю, что у ловкого эксплуататора православной тематики Лунгина проблемы с вкусом и чувством меры. Да пипл схавает, и РПЦ одобрит.
Click to view
Click to view
Click to view
Click to view
Click to view
Click to view
Мое кино