Предыдущий пост сквозь годыАлександр Сокуров, похоже, уже принадлежит к числу бывших кинорежиссеров, как и Никита Михалков, например. То, что они продолжают снимать кино, ничего не значит - после смерти у трупов растут ногти и волосы, в частности, усы.
Но когда-то Сокуров кинорежиссером был, кое-что достойное снял.
Вот хотя бы этот фильм, уместный нынче, так как год юбилейный Семнадцатый, в коем главный герой картины был тоже одним из главных действующих лиц.
Правда, теперь мне кажется, что я Сокурова перехвалил. Но уж что было.
Итак
Телец Сокуров
13 ноября 2008 года
"Телец" - название фильма.
Вот это совсем другое дело. Это гениально. Это потрясающе.
В отличие от мутного и чуждого для меня фильма про Гитлера и голую Еву Браун (она чуть ли не пол-фильма ходит голая), эта картина про угасание Ленина понятна и очень сильна. Я так ощущаю, во всяком случае. Видимо, тут всё родное, знакомое.
Меня мало интересует историческая достоверность в кино. Это неважно. Однако тут, пожалуй, всё исторически достоверно. Вождь и учитель, теряющий память и разум, наполовину парализованный, одинокий и озлобленный, как загнанный зверь. Жизнь медленно уходит из него, он уже никому не нужен, и он это понимает. И пытается бороться, но ничего не может.
И - что характерно - ни капли раскаяния за кровь, за казни, расстрелы, виселицы, гражданскую войну, ограбленных и умирающих от голода крестьян. Нет - "они сволочи, и с ними иначе нельзя". Такой он и был. Великий политик, глубоко равнодушный к людям. Таким он остается и в бессилии паралича.
И всё равно - трагическая фигура. "Пред кем весь мир дрожал в пыли, торчит затычкою в щели". Это из Гамлета, принц после изучения черепа Йорика рассуждает о преходящести всего сущего и сочиняет стишок-макабр про Александра Македонского, ставшего прахом.
Да, Ленин в "Тельце" еще прахом не стал. Он просто старый больной человек, одной - парализованной правой - ногой в могиле. Но в нем еще теплится разум, он еще что-то соображает, только сделать ничего не может.
Потрясающая сцена приезда Сталина, который прохажиается по Горкам, как хозяин, грубо тыкает Крупской, а потом издевательски играет, как с капризным ребенком, с правителем, который его породил и привел к власти. Смотрит на "вождя" с сознанием животного превосходства крепкого здорового самца.
А ведь и Сталин кончил жизнь не лучше. Сдох, как собака, на ближней даче, одинокий, ненавидящий весь мир, не доверяющий ни врачам в частности, ни людям вообще. Или его тихонько придушили по приказу Берии. Какая разница. Подлая, жестокая смерть.
И Ленин, и Сталин заслужили именно такую жалкую смерть. Есть высшая справедливость в мире.
Сильный, символический и тонкий финал. Ленин одиноко бьется в своей коляске, воет, кричит, а про него все забыли, так как позвонили из ЦК и вся челядь, и жена умчались к телефону. И начинается гроза. Апофеоз операторской работы самого Сокурова.
Видимо, это его лучший фильм. На такую высоту он больше подняться не сумел
Click to view