Ли Куан Ю. Авторитарный реформатор из Сингапура. По такой "сильной руке" тоскуют всякие юлии-латынины и ей подобные ультра-либералы.
Посмотрел бы я, как бы они задергались, если бы реально попали в ежовые рукавицы режима Ли Куан Ю. Ну ведь поэт Руставели писал: "Каждый мнит себя стратегом, видя бой со стороны". И так легко давать "советы постороннего" без всякой ответственности.
В свое время я делал политический портрет этого деятеля.
Ли Куан Ю великий, ужасный, неповторимый классик и апостол модернизации, предельно жесткой, авторитарной и даже где-то местами кровавой.
Потому что не надо тешить себя иллюзиями: ненасильственной модернизации не бывает. И творец сингапурского чуда не пошел против природы. Он открыл ворота для инвестиций, махнув рукой на всякие общественные реформации, и каленым железом выжег коррупцию.
Вороватых чиновников, даже многих друзей-соратников основоположника, безжалостно отправляли в тюрьму, а оставшимся на свободе беспредельно поднимали зарплату, чтобы не было искушения воровать. На пути к процветанию случались и казни, и самоубийства. Остров экономической свободы продолжает лидировать по числу смертных приговоров.
А за отдельные преступления там и сегодня типично по-азиатски продолжают наказывать старинным способом - бьют плетьми.
Ли Куан Ю вырастил, выкормил, выдрессировал и выпустил на арену самого лютого из азиатских экономических тигров, превратил бедный остров, приют убогого малайца и неприхотливого китайца, куда импортировали даже строительный песок и пресную воду, которым брезговали соседние страны, где треть населения симпатизировала коммунистам, в финансовый и торговый центр Юго-Восточной Азии.
Да что там Азии, в одну из самых высокоразвитых стран планеты.
На месте хижины возник блистательный небоскреб. Теперь в Сингапуре, как в литературной Греции, всё есть. Только с демократией дефицит. Но буйно растущая экономика прекрасно обходится без импорта этого скоропортящегося продукта.
Вдобавок отец-основатель, как он сам признавал, тщательно избегал родимых пятен социального государства и всякой прочей подозрительной уравниловки. Конечно, на маленьком острове, по сути, в городе-государстве подобные эксперименты проводить не так трудно. Но Ли Куан Ю творил легенду из того материала, который был у него под рукой.