Должен прозвучать скоро
в этой передаче Эха МосквыКогда-то я писал портрет короля Саудовской Аравии, и там сделал акцент на противоестественной интимной связи Вашингтона с Эр-Риядом, причем вечно озабоченных "демократией" американских политических заправил совершенно не беспокоит полное отсутствие этой демократии в союзном дружественном королевстве.
Но на сей раз мне не захотелось повторяться и я сместил акценты
Салман ибн Абд аль-Азиз Аль Сауд попал в переходное состояние. Он пока еще по-прежнему наследный принц, но при этом, похоже, без пяти минут король. Непростая коронованная особа.
Король Саудовской Аравии работает абсолютным монархом. В свое время другой самодержец - царь-батюшка, государь-император Николай Второй - заполняя анкету, в графе "профессия" написал: хозяин земли Русской. Так вот, принц Салман - будущий хозяин земли Саудовской.
Королю подчиняются все ветви власти, он назначает всех, кто имеет хоть какую-нибудь власть. Да вдобавок, на всякий случай, все государственные посты занимают королевские родственники. Очевидно, все они - прирожденные государственные деятели.
Так, наследный принц заодно работает министром обороны и первым вице-премьером. Неважно, впрочем, какие должности он занимает. Номинальный король, его старший брат Абдалла ибн Абд аль-Азиз тяжело болен, и Салман фактически правит своим государством.
Весьма специфическим государством, где демократией даже слегка не пахнет. Где нет и намека на выборы или парламент или права человека, где вместо закона и Уголовного кодекса - сплошной шариат. Где по суду ампутируют руки (в последнее время, правда, только иностранцам), бьют плетьми, забрасывают камнями и отрубают головы.
И ничего этого Салман ибн Абд аль-Азиз менять не станет. Он давно известен как умеренный консерватор. Да в Саудовском королевстве нет других политиков, разве только в изгнании или подполье.
Да зачем нужна демократия и права человека жителям страны, где нефть избавила хозяев и подданных от материальных проблем до седьмого колена. Тем более, что в исламском мире демократия всякий раз оборачивается фанатизмом, терроризмом и бардаком. На этом фоне даже средневековая абсолютная монархия выглядит как островок стабильности