Того, который слева, знают все. Справа - тот, кто был его антиподом. Сальвадор Альенде. 11 сентября вошло в историю задолго до теракта в Нью-Йорке, как день военного переворота в Чили.
Это случилось ровно 40 лет назад. Кстати, я помню этот день, и испытывал тогда абсолютно те же чувства, что и... не скажу "весь советский народ", этого не ведаю, но и все мои знакомые, близкие и родные.
Информация у нас была односторонней, но не до такой уж степени. Я знал, например, если не прямо в 1973 году, то чуть позже, что доктор Альенде фактически позволил устроить в Чили безответственный и неоправданный социалистический эксперимент, в его правительстве рулили коммунисты, и не было в этом ничего хорошего...
Но это не оправдание кровавой диктатуры. 30 тысяч убитых - официальные данные, еще масса без вести пропавших (фильм есть такой, американский, между прочим), и среди них - отнюдь не сплошь "коммуняки", как выражается юлия латынина, ушибленная пиночетофилией... Ее бы туда, на стадион, как и некоторых других звериных либералов...
В последние лет двадцать в России стало модно любить Пиночета.
К самому генералу эти чуйства отношения не имеют, он был личностью неоднозначной, отнюдь не просто кровавый палач или садист, хотя добротой и гуманизмом не страдал. Но у него было своеобразное чувство ответственности за страну, программа действий, и он сам ушел от власти по результатам референдума, свирепые кровавые диктаторы так не поступают.
И тем не менее преступное прошлое догнало старика Пиночета, в совсем преклонные годы пришлось ему помучиться, поскитаться, да нет у меня к нему жалости и сочувствия. Получил по заслугам, да еще маловато получил, плохо умер, так ему и надо.
Черт с ним. Но он хоть что-то из себя представлял.
А наши пиночетолизы - полное фуфло, человеческое вторсырье, сами не понимают, о чем и о ком мечтают и вздыхают. Тем более, что слухи о великом экономическом чуде, порожденном в результате бессудных расстрелов и пыток на стадионе, сильно искажены и преувеличены. Не лучший пример так называемой "авторитарной модернизации".
У нас, правда, Пиночет превращается в Путина, поэтому не получается и не получится даже так. Зато любят мои сограждане ударяться в крайности - или возводить на пьедестал благородного, но политически несостоятельного президента Сальвадора Альенде, или возбуждаться от призрака модернизатора в больших погонах, который в три шеренги всех построит, зачистит и вынет рынок из заднего кармана...