Свет и тьма Алексея Балабанова

Sep 07, 2013 17:20





Когда умер Алексей Балабанов, я обещал написать о нем эссе. И вот - выполнил свое обещание, написал.
Сказал всё, что хотел сказать. Жаль только, что на тот момент я еще не видел его последнего фильма "Я тоже хочу", но не думаю, что это принципиально.
Лучше прочитать эссе целиком. Но отрывки прилагаю:
Пишут, что в своем последнем фильме он предсказал себе смерть. Для гениев, истинных художников это обычное дело. Свою смерть чуть ли не в деталях предвидели, предсказывали и описывали Николай Гумилев, Владимир Высоцкий. Вот и Балабанов встал в этот ряд.

Гений острее чувствует и глубже понимает и жизнь, и смерть. Можно считать это мистикой... В конце концов, в самом явлении гения народу есть нечто мистическое.

Не слишком ли много громких и пафосных слов по поводу творчества одного кинорежиссера? Но дело, конечно же, не в словах. Фильмы Алексея Балабанова могут не нравиться, раздражать, вызывать ужас и оторопь. В них можно найти все - кроме банальности и посредственности.

Если рассматривать 14 фильмов Алексея Балабанова не по отдельности, не кусками, вырванными из контекста, а целиком, то мы увидим, что свет и тьма распределены в них примерно поровну.

Тогда первым идет «Морфий», фильм, действие которого развивается в 1917-1918 годах. Герой того времени - доктор Поляков, искусный врач, генетический интеллигент, разрушающий себя и свою жизнь морфием... Доктор Поляков, как ни парадоксально, герой и нашего времени. Условно говоря, сегодня такой же совестливый интеллигент, честно старающийся исполнить свой профессиональный долг, сплошь и рядом глушит себя водкой и героином вместо морфия. Приличный человек не может выдержать русскую «эпоху перемен» трезвым и неодурманенным...

Ну и наконец - «Кочегар». Якут-кочегар, сыгранный первобытно-гениально, - типичный герой нашего времени. До поры до времени он принимает правила игры, так как его убедили, что в его кочегарке сжигают «плохих людей». Точно так же рассуждают и ведут себя очень многие наши современники. Принимают все свинцовые мерзости до тех пор, пока они не коснутся лично их. Тогда - реагируют. Саморазрушительно. Да ведь жареный петух клюет в задницу не всех. А остальные спокойно продолжают жить, подчиняясь бесчеловечным правилам чужой игры.

гениальное, память, размышлизмы, фильмы, заметку нопейсал

Previous post Next post
Up