Ах, взбунтовать меня нетрудно

May 24, 2013 17:00

После Истории Пугачевского бунта я не мог не перечитать "Капитанскую дочку".
Не буду тратить время и место на обсуждение художественных достоинств этой гениальной повести, которую я вновь прочитал взахлеб и на одном дыхании.
Гораздо интереснее - как, кстати, и самому А.С. Пушкину - феномен пугачевщины. причем даже в большей мере, чем личность Емельяна Пугачева.
Он был не первым возмутителем спокойствия, "шатавшим Российскую империю", и - что важнее - не последним. Были и раньше, и особенно позже такие же умельцы взбунтовать черный люд и полудикие народы...

В чем тут дело? Да, безусловно, лично Емельян Пугачев был незаурядным человеком, со способностями, с природным даром, который мог быть применен и на пользу государства, но весь пошел во вред. Но дело не только в этом.
Почему за ним шли массы казаков и крестьян?
В советские годы ответ давался однозначный: по причине особо репрессивного характера царского режима, "угнетавшего" и тэ пэ. Чушь собачья!

Да, в принципе все государства, все режимы так или иначе "угнетают" народ. Да, крепостное право было не лучшим хозяйственно-экономическим "гаджетом" и тормозило прогресс.
До бунтовали русские и аффилированные с русскими мужики и после отмены крепостного права. И натворили в результате черт знает что в ХХ веке, кровушки пустили с избытком, причем своей собственной, не вражеской кровушки.
Такой уж у нас менталитет. Долго терпим, но при первой же расслабухе власти начинаем бузить и безобразничать. Нужно только, чтобы кто-нибудь начал, "нам вождей недоставало, настоящих буйных мало, вот и нету вожаков" - гениальная формулировка, не слабее пушкинского "русского бунта, бессмысленного и беспощадного".
И как только буйные вожаки появляются, то масса бунтует и начинает звереть

Это не чисто русский феномен, народные бунты в Лондоне в XVIII веке, например, были вполне себе "пугачевскими", но эта идиотская путинская привычка приплетать по каждому поводу Европу с Америкой нелепа и смешна.
Итак, первое обстоятельство, породившее пугачевщину - сам вожак-авантюрист, сметливый, смелый, решительный, не обремененный совестью...
Второе обстоятельство - слабость власти. Она имела место при Екатерине. Гигантские губернии были неуправляемы, надзор над едва покоренными дикарями был номинальный, причем особенно - в Поволжье и на границе с Сибирью и киргиз-кайсацкими степями (нынешним Казахстаном). Где тонко, там и рвется. Вот там и рвануло.

Подавив массовые беспорядки и кровавый бунт, умная Екатерина исправила, что смогла. Но народ не исправить, не переделать. И при следующем ослаблении власти Русь опять взбунтовалась, да все дальнейшее хорошо известно

Тут ведь что важно. Называйте это русофобией, если хотите, мне наплевать. Но русский бунт во всех формах и видах всегда совершается не ради справедливости, а ради злобной мести. И расправившись с одними "угнетателями", вчерашние бунтовщики покрно склоняют выи перед другими, ничем не менее, а то и более репрессивными. Пока это было так и только так. Поэтому лучше бы всего всякий раз подавлять русский бунт в зародыше. Но интеллигенции это кажется несправедливым, нечестным, немилосердным (и я сам не без греха). И начинается...
Такая вот дилемма, из которой хрен выберешься

гениальное, литературное, размышлизмы, история

Previous post Next post
Up