Юрий Петрович Любимов. Еще недавно написал бы в заголовке "Таганский долгожитель", однако, увы, он уже ушел со скандалом из театра на Таганке. И вновь он, мятежный, просит бури, шумит, эпатирует, не хочет угомониться...
Хотя ему уже 95 - девяносто (!) пять (!) лет.
Сразу скажу, что я никогда не любил режиссера Юрия Любимова. Не любил я его театр, мне не нравился созданный им сценический мир, его стиль, его художественный язык, его манера общения со зрителем. Меня раздражало его стремление перебрехтить Брехта, шершавый язык плаката, политическая конъюнктурность его спектаклей, непременные фиги в карманах...
Но это были мои личные проблемы. Просто театр Любимова никогда не был мне близок. Но я никогда, ни одной секунды не сомневался в том, что он гений, один из столпов, "трех китов" - вместе с Анатолием Эфросом и Георгием Товстоноговым - на которых держался советский драматический театр 60-х - 70-х - 80-х годов ХХ века. Без Любимова и его Таганки ту эпоху ни представить себе, ни понять невозможно.
Мое знакомство с театром Любимова началось только во второй половине 70-х годов. Я видел все его спектакли той поры - которые он ставил в СССР. Оговариваюсь специально, потому что Мастер успевал творить и за рубежами родины, что в конце концов привело к его конфликту с советской властью.
Впрочем, никакой он не борец с режЫмом и не диссидент, до 40 с лишним лет Юрий Петрович был успешным и популярным советским актером.
Поздний телеспектакль "Несколько слов в защиту господина де Мольера", в котором он играет Мольера, так как Эфрос чудом сумел его уговорить вспомнить первую профессию, показывает, что это был великий актер, удивительно глубокий и тонкий, но в какой-то момент он решил начать "умирать" как исполнитель в других актерах
Любимов и актеры - отдельная сложная, противоречивая тема. С одной стороны, у него на Таганке исполнители ролей часто сводились до функции, марионетки, с другой - именно там выросли Алла Демидова, Зинаида Славина, Валерий Золотухин, многие другие очень хорошие актеры и, last but not least, Владимир Высоцкий.
Театр - это всегда конфликт, поле боя между актером и постановщиком, и без отдельных выдающихся исполнителей спектакли Любимова были бы невозможны, в то время, как почти вся остальная труппа служила материалом для массовки, что в конце концов привело его к неразрешимому конфликту с труппой.
И этот конфликт завершился поражением Мастера - в отличие от конфликта с государством, в котором Юрий Любимов победил советскую власть.
Много лет подряд он преодолевал тупость советской цензуры, потом ему это надоело, лишение гражданства было не его драмой, а тех, кто остался в СССР, но в перестройку этот идиотский конфликт был урегулирован, инцидент исчерпан, несколько ранее запрещенных спектаклей были восстановлены, Мастер вернулся, получил карт-бланш.
А я перестал ходить в театр. Поэтому могу рассуждать о театре Любимова только в прошедшем времени. Последний его спектакль, который я видел, "Маленькие трагедии" по Пушкину, был чрезвычайно неудачным, он меня разочаровал и расстроил, тогда я решил, что гений "исписался", как и многие другие, да почти все советские художники, чей расцвет пришелся на 60-70-е годы ХХ века.
Несколько спорадических набегов в любимовскую часть театра на Таганке, который успел расколоться на две половинки и, по-моему, пребывал в состоянии художественной комы, только подтверждал то мое предположение и впечатление, но Любимов выпекал спектакли, словно блины, один за другим, я видел лишь некоторые и отдельные, возможно, не самые удачные, поэтому не берусь судить...
Как бы то ни было, Юрий Любимов и в 95 лет продолжает работать, работать и работать, ставить спектакли и в драматическом, и в музыкальном театре сразу. Что можно пожелать человеку в таком невероятном возрасте? Крепкого здоровья и чтобы он получал удовлетворение от того, что он делает.
Это и желаю!!! Держитесь, Юрий Петрович!!!! Опровергайте все законы природы, а нам ничего не остается, кроме восторга и восхищения Вашим творческим долголетием