Бред или эпатаж?

Jan 12, 2007 20:56

Гениальная иллюстрация Дмитрия Врубеля:


Вот талантливый поэт и безмерно обильный публицист-колумнист Дмитрий Быков написал такую странную статью:
http://www.ogoniok.com/4978/5/
Дескать, возвращается советская литература. С чего он это взял? Откуда дровишки? Когда это и где "Тля" Ивана Шевцова стала супербестселлером? Кто будет читать производственные романы? Кому, кроме перверзных эстетов, могут быть нужны гигантские, бесконечные романы Леонида Леонова? Я уж не говорю, что в заметке Быкова "смешались кони, люди" - Платонов с Георгием Марковым, Солженицын с Бабаевским и так далее. Причем половина действительно настоящих писателей вообще не упомянута - хоть те же деревенщики. Или Трифонов. А посредственный зауряд-беллетрист Анатолий Рыбаков почему-то проходит по списку высоких образцов. Ну экранизировали его романчик. Ну и что? Его уже и телезрители-то забыли, не то что читатели. Хотя, конечно, под сериал, как водится, "Детишек Арбата" выкинули на прилавки книжных магазинов, и народ, подчинившись стадному инстинкту, их напокупал. Но не думаю, что особо читал кто-то.
Но это, допустим, вкусовщина. О литературе и писателях глупо спорить. У всех свои мнения.
Главное - не в этом. Как есть поэты и НЕ-поэты, складывающие стихотворные строчки (вроден меня хотя бы), так есть литература и НЕ-литература, а суррогат, подделка, китч, ширпотреб, хотя иногда и очень неплохо сделанные. Хоть советская, хоть немецкая, хоть еврейская, хоть патагонская.
Настоящая литература не возвращалась, так как никуда не уходила. От истинно читающей публики, коей очень мало. Бывает, вдруг некое такое произведение литературы случайно вылезает в бестселлеры. Как правило, из-за скандала воукруг него - как когда-то случилось с "Доктором Живаго". Европейский массовый читатель, повинуясь стадному инстинкту, начал этот роман покупать. Но почти никто не дочитал до конца, я уверен. Из таких случайностей тенденцию делать бессмысленно. Да и не было ничего такого с лучшими образцами советской литературы.
А что касается квази-литературы, имитаций, то тут, извините, умерла, так умерла. Я понимаю, романы Анатолия Иванова или Проскурина крепки и мелодраматичны. Они примитивны, но там есть сюжет и описание страстей (дурновкусное, топорное описание, но страсти как бы подлинные). Или Вайнеры с Юлианом Семеновым - никакие не писатели, но детективная фабула там имеется, они остросюжетны. К чему-то из этого еще может вспыхнуть интерес, если что-то экранизируют и превратят в сериал. Однако Быков ставит телегу впереди лошади. Не интерес к писанине, а потом экранизация. А всегда строго наоборот. Неужто он этого не замечает? Вроде бы, неглупый наблюдатель.
Но и тут бывают исключения. Вот снял Говорухин "Не хлебом единым". И - как в лужу пукнул. Пустота. Никто не захотел читать. Я видел фильм. Ничего, кроме недоумения - зачем откопали эту кость мамонта? - он не вызывает. Так будет и с Бабаевскими- ГеоргиямиМарковыми-Куваевыми и прочей туфтой.
А Валентина Распутина, Василия Белова, Виктора Астафьева, Юрия Трифонова, Юрия Казакова, раннего Фазиля Искандера, кое-что Владимира Крупина, Федора Абрамова, Бориса Можаева, Александра Солженицына, раннего (только раннего!) Василия Аксенова, рассказы Татьяны Толстой и Людмилы Петрушевской, и многих еще, кого я забыл - всегда будут читать. Не массово. Но будут. Независимо от того, советская это литература или просто русская. Наплевать на определения! Главное - что литература.

Быков, литературное

Previous post Next post
Up