Ну вот, теперь я внимательно прочитал пьесу Владимира Набокова "Событие". Раздолье для филологов! Любителям теории сюжета и всякой семантики там есть чем поживиться, масса внутренних, скрытых цитат, реминисценций, аллюзий и пародий. Я и Гоголя обнаружил, и Чехова, и Достоевского, и даже Конан Дойля с Тургеневым. Набоков, сочиняя этот маленький шедевр, отменно развлекался.
Весь сюжет построен на том, что бездарный заштатный художник, мутный эгоист и жалкая личность, с диким страхом ждет явления некоего Барбашина, который когда-то пытался убить его и его жену, свою бывшую возлюбленную, но промахнулся, только ранил, попал в тюрьму и вот - вышел оттуда досрочно.
Художник уверен, что Барбашин придет его дострелить, жена с трепетом и смешанными чувствами тоже ждет своего прежнего любовника, и все остальные персонажи, словно зрители, тоже ждут развязки, которая получается весьма неожиданной. Рассказывать не буду, хоть это не детектив (имеется в пьесе и сыщик, смачно-желчная пародия на дедуктивный метод), но зачем все разжевывать...
Пьеса блестящая, и трагикомическая, и сатирическая, и фантасмагорическая, ее почему-то еще Ходасевич сравнивал с "Ревизором", типа Барбашин - "ревизор чувств и помыслов" (думаю, что сравнение натянутое), в ней есть саспенс на уровне вполне хичкоковском.
А вот
фильм Андрея Эшпая, из-за которого я решил прочитать пьесу, категорически не получился. Там потрясающая Евгения Симонова, видно даже из крошечного отрывка, все остальное - муть полная, только отвлекает, перебор внешних эффектов, да и с трактовкой Чулпан Хаматовой я не согласен, режиссер слишком далеко увел ее в гротеск. Можно было бы поставить и проще, и интереснее, не вышло события из "События"