Этой и прошлой ночью я посмотрел два рифмующихся фильма.
Сразу скажу, что это не шедевры высокого искусства, а две крепкие, профессиональные, отлично сделанные мелодрамы на любовно-эротическую тему. "Марни" Альфреда Хичкока (только что) и "Любовники Марии" Андрея Кончаловского (вчера, во второй раз, после долгого перерыва).
В центре обоих фильмов - прекрасные, очаровательные женщины, обе - не удовлетворенные в сексуальном смысле, хотя по-разному.
Кто видел, тот знает, а если кто не знает, вкратце расскажу, чтобы показать рифму, параллели
"Любовники Марии". В главной роли прелестнейшая Настасья Кински, одна из моих самых любимых актрис (кадр из фильма внизу). Она выходит замуж за парня, вернувшегося с войны. Она его любит, он ее тем более любит, страстно любит, обожает, но... Ничего не может сделать с ней в постели (с другими женщинами все было в порядке). Когда сильно желаешь и долго добиваешься, такое часто бывает, надо иметь терпение, но тут случай патологический: сколько он ни пытается, всё не может.
А ей хочется!
Обиженный на себя, на Марию, на весь мир, он сбегает. А она отдается первому встречному, которого немедленно прогоняет. Зато беременеет и рожает.
В конце концов муж возвращается, принимает ребенка как своего, они воссоединяются, и у него наконец все получается.
Хеппи-энд, но есть очевидный недостаток в сценарии: непонятны причины его столь длительного бессилия в постели с единственной любимой женщиной, какая-то в этом фатальность и заданность.
"Марни". В главной роли Типпи Хелдрен, которая теперь стала одной из моих любимых актрис (кадр из фильма вверху). Она лгунья, клептоманка, причем хитрая и изворотливая, и полна фобий - к сексу, к прикосновениям мужчин, к красному цвету и к грозе.
Но в нее влюбляется Шон Коннери, берет ее мертвой хваткой, практически силком женит на себе, а потом, после долгих мучительных и острых коллизий - она не дает себя трогать, пытается покончить собой, ограбить сейф мужа и по сути украсть свои собственные деньги (сильная сцена, когда она тянет руки к долларам, но сама же пытается удержаться, и видно, что это мания) - излечивает Марни. При помощи шока: проведя расследование, узнает сам, а потом раскрывает любимой женщине причины ее маний и фобий. Она сама не могла этого понять.
Опять хеппи-энд. На сей раз все объясняется, логично и дотошно.
Но есть другой недостаток: чересчур прямолинейный фрейдизм, чисто американский.
Но я предупреждал, что это не шедевры. Просто очень хорошие фильмы.
Кстати, по отношению к двум другим фильмам Хичкока - "Окно во двор" и "Вертиго" - я был не совсем прав. Это тоже блестящие мелодрамы, я понапрасну ожидал от них другого, триллеров в духе Психо и Птиц, но режиссер не виноват, что не оправдал моих ошибочных ожиданий.
Мое кино