Напрасно вы думали, что я забыл про русскую оперу! К ней и перейдем.
Начнем с величайшего и самого-самого. Михаил Глинка, "Иван Сусанин" (именно таково первоначальное название оперы, а вовсе не напыщенное "Жизнь за царя", современные игры в монархизм нелепы и смешны).
Между прочим, эта исконно-посконно русская опера вся наполнена итальянщиной, как это ни покажется странным. Глинка находился под сильнейшим влиянием современной ему итальянской оперы. Но иногда он из-под него выходит, например в финальной, предсмертной арии и сцене с главным героем, который уже завел поляков в глубокий лес.
В четвертом акте "Ивана Сусанина" у исполнителя главной роли - тяжелейшая задача, там не одна ария, а целая сцена, он не просто много, а безумно много поёт. Это очень трудно. Я считаю, что лучше всех справлялся Максим Дормидонтович Михайлов. В этой партии ставлю его даже выше Шаляпина.
Разница в текстах пусть вас не удивляет. Изначальное либретто барона Розена отменили большевики, и его заново написал поэт Семен Городецкий. Исполняется и то, и другое вперемежку
Максим Дормидонтович Михайлов
Click to view
Click to view
Click to view
Максим Михайлов-младший. Вся финальная сцена
Click to view
Ария
Click to view
Финальная сцена. "Куда завел ты нас?"
Click to view
Федор Иванович Шаляпин
Click to view
Click to view
Борис Христов
Click to view
Click to view
Борис Штоколов
Click to view
Марк Рейзен
Click to view
Raffaele Arie. Увы, не знаю такого певца... Но какой голос!
Click to view
Борис Гмыря
Click to view
Евгений Нестеренко
Click to view