Я об этом
уже писал, и не один раз.
Год назад я был, наверное, в дурном настроении и перебрал с мрачностью. То есть, сказано правильно, но это только часть правды. Да и антиисторично, наконец.
19 августа 1991 года у меня как раз начинался отпуск, но когда началось "лебединое озеро" и прозвучало заявление ГКЧП, я помчался в Белый дом, так был парламентским корреспондентом. Оттуда, из кабинета Сережи Носовца наблюдал за танками. Было жутковато. Это теперь ясно, что путч был опереточный, а организаторы его сразу же начали делать ошибку за ошибкой - в том хотя бы, что упустили Ельцина, и тот быстро перехватил инициативу.
18 лет назад всё воспринималось всерьёз.
Ельцина я всегда терпеть не мог, но 19 августа однозначно его поддержал. Не столько его, сколько самого себя. Подход мой был простой до примитивности - путчисты хотят повернуть время вспять, надо с ними бороться. Как бороться? Словом, прежде всего. Если закроют газету - выпускать листовки и так далее.
Никаких сомнений у меня не было. Да и сейчас нет, я ни о чем не жалею.
Ночь с 20 на 21 августа я, как и многие другие, провел возле Белого дома, на импровизированных символических баррикадах, от которых в случае штурма не было никакого толку.
Мы с другом - ЖЖ-юзером
sabetski, он не даст соврать, и с его отцом, честно отдежурили до утра. Страшно было? Не без этого, хоть на миру и смерть красна, если бы двинулись танки и случился штурм, нам бы плохо пришлось.
Правда, к 5 утра мне стало ясно, что никакого штурма не будет, Стас хотел продолжать вахту, но я убедил его, что в нашем присутствии больше нет надобности.
Потом было несколько дней революционной эйфории. Глупой и наивной, но через это надо было пройти
Как я сегодня отношусь к тем событиям - понятно. Путч был обречен, членам ГКЧП не хватило духу устроить бойню в столице - в отличие от Ельцина в 1993 году. Он всегда был отличным тактиком, и в августе 1991 действовал четко и правильно. Не смущался, не колебался, и полностью преуспел.
ГКЧП фактически развалил СССР, хотя его члены этого не желали, но так уж контрпродуктивно у них всё получилось - сами же прихлопнули окончательно советскую власть. Вместе со страной. Дальнейшее было делом техники.
Революция выдалась почти бескровной. Трое бедняг погибли по недоразумению, это был типичный несчастный случай, жалко ребят, потом их попытались сделать мучениками революции, да не очень вышло.
Российская власть стыдливо отреклась от революции, которая ее породила. 21 или 22 августа не стало новым национальным праздником, даже на выходной день не сподобились.
Делается всё, чтобы забыть те дни, ту эйфорию, то удивительное ощущение свободы, мнимой, ложной, фальшивой, какой угодно - но что было, то было, из жизни не вычеркнуть и не отнять.
Это всё банально, но ничего более оригинального я сказать не могу